Navigation bar
  Print document Start Previous page
 101 of 268 
Next page End  

бесплодие, 2) распутство, 3) пренебрежение к родителям мужа, 4) болтливость, 5)
предрасположение к воровству, 6) скверный характер, 7) хронические болезни. Те
же поводы признаются и в Японии. Однако, развод как в Китае, так и в Японии
представляет собою редкое явление. Христианство раньше разрешало развод, который
впоследствии запрещен был Триентским собором. Католик говорит: "Что соединено
богом, того не должен разлучать человек". Есть дикие племена, которые легко
допускают развод для обоих сторон, причем по различным причинам (пьянство,
нарушение верности, мотовство и проч.), как мужчина, так и вообще обе стороны
могут требовать развода.
Стремление к разнообразию, главным образом, обусловливает в Европе и в
других странах причины развода, в то время как дети, наоборот, служат наиболее
верным связывающим элементом. У дикарей принято возвращать отвергнутой жене все
ее приданое, нередко добавленное частью общего имущества, иногда же с придачею и
всего имущества. Если развод вызван был такими причинами, как измена со стороны
жены, бесплодие ее и т. п., то все уплаченное мужем за жену возвращается ему
целиком; этим и следует объяснить весьма редкое явление в тех местностях, где
покупная цена женщины очень высока. Что касается детей, то после развода они
могут оставаться то у отца, то матери. У китайцев, например, или у арабов,
разведенная жена становится проституткой. Если брак обусловлен был
предварительной любовью, причем муж и жена встречались часто до брака, то
прочность его в таких случаях значительно больше.
Форма брака имеет влияние на долговечность его, откуда можно было бы
предположить, что моногамным бракам принадлежит большая продолжительность, чем
полигамным. Но на деле происходит иначе. Дело в том, что часто отсутствие
средств вызывает моногамию, и мужчина путем частой перемены жен старается себя
вознаградить.
Весьма возможно, что продолжительность брака у примитивного человека была
не больше периода после рождения ребенка, или же двумя-тремя годами больше.
Развитие культуры сделало более продолжительным и брак, ибо он обусловливался
уже причинами более или менее высшего порядка, а не одной только физической
красотой, половым влечением и инстинктом деторождения. В зависимости от мотивов
этического (альтруистического) свойства, появились законы, взявшие брак под свою
защиту, но стремление человека к догматизированию видоизменяло их в
безнравственные обычаи и религиозные бессмысленности. Христианская моногамия, в
нынешнем ее виде, также обязана принудительному, хотя и носящему идеальный
характер догмату римской церкви, причем последний резко не соответствует
естественным условиям и потребностям половой жизни данного народа, а также и
житейскому опыту. На такой почве и создается неудержимое стремление к свободе,
между тем как психические побудители к постоянному моногамному браку идут рука
об руку с процветанием культуры.
17. К истории внебрачных половых сношений.
У примитивных людей, равно как и у современных нам человекообразных
обезьян, моногамный брак не является следствием каких-либо искусственных
узаконений, а представляет собою продукт врожденного унаследованного инстинкта и
грубой силы, и стало-быть, чистый продукт естественной эволюции. Уничтожив самца
(мужа), победитель присваивал себе его самку (жену). Мы видели уже, что
последовательными переходами от умыкания к покупке жен, в зависимости от
нарождавшейся культуры, стали создаваться правовые нормы моногамного или
лолигамного брака, являющегося, без сомнения, одним из первоначальных
человеческих договорных общественных организаций. В таких общих, схематических
чертах мы представляем себе положение вещей доисторической эпохи.
Понятия о половых сношениях вне брака неизбежно должны были, в качестве
дополнения к брачному институту или же в виде его противоположности,
сопутствовать понятию о самом браке, как только он вылился в социально-правовые
формы мужского да владения или же более или менее равноправного договора между
мужчиной и женщиной. Всегда на почве ограничения естественного закона, путем
создания искусственных установлений, является противодействие со стороны
естества. Суровые законы о браке как у примитивных, так и цивилизованных народов
нередко каравшие пыткой и смертью измену супруга, никогда и нигде не в состоянии
были удерживать половые страсти от естественного их развития в обход этого
закона или же рядом с ним. Благодаря этому, создавались отступления в законе,
исключения, смягчения. Но чтобы не поколебать самого брачного установления,
чтобы поддержать его на должной высоте, половые сношения вне брака старались так
Hosted by uCoz