Navigation bar
  Print document Start Previous page
 139 of 268 
Next page End  

теория Земона и в настоящем, случае способствует уяснению этих понятий. Мое
сравнение, надеюсь, было понятно. Человек, внушающий другому или
гипнотизирующий, должен прежде всего воздействовать на мозг гипнотизируемого
таким образом, чтобы привести мозг его в состояние относительного покоя,
создавая таким путем благоприятную почву для восприятия подлежащих внушению
идей. Подготовительные дальнейшие внушения имеют целью усиление дремотного или
сноподобного состояния покоя, чем, между прочим, ослабляются ассоциативные нити
бодрствования. И вслед за этим гипнотизирующий, тоном, не допускающим
возражения, отчетливо диктует то внушение (или идею), функцию которого ему
желательно вызвать в мозгу подвергшегося гипнотизированию. С этой целью в его
распоряжении должны быть все им же искусственно созданные ассоциации, принятые
или непринятые чувства, решения и т. д. Влияние внушения в сильной степени
уменьшается, благодаря имеющимся уже налицо противодействующим ему аффектам,
чувствам или наклонностям, независимо от того, будут ли они аффектами боязни,
отчаяния, ненависти, печали, радости, любви или каких угодно других волнений.
Может случиться, что данный мозг будет доступен влиянию каких угодно внушений,
но он будет упорно противодействовать какому-нибудь внушению — в силу того, что
симпатии его целиком направлены на что-нибудь противоположное. Было бы напрасным
трудом стараться внушить любящей девушке ненависть и неприязнь к возлюбленному,
ибо чувство половой любви значительно сильнее влияния внушения со стороны.
Однако, как мы уже констатировали, раз удавшееся внушение влечет за собою
прочный след в мозгу, в виде колеблющейся колеи, которую легче будет
своевременно привести в движение (экфорировать). Этим и объясняется
необходимость предварительного покоя мозга, чтобы внушение не встретило
препятствий; но раз внушение сделано, оно окажет свое влияние даже и в том
случае, когда мозг будет находиться в состоянии сильного возбуждения и
интенсивно ассоциированных функций.
(Одну девушку, которую я раньше гипнотизировал, неожиданно постигло
глубокое несчастье - смерть матери и сестры на пожаре. В припадке отчаяния она
готова была на самоубийство. Но мне удалось загипнотизировать ее и настолько
успокоить, что из всех членов семьи она единственная сохранила нужное
хладнокровие).
Внушенное представление, что наиболее важно, прокладывает подсознательные
следы, поражая и смущая внезапностью наше сознание. Я внушил человеку, что у
него будет чесаться лоб. И он будет чрезвычайно изумлен, когда почувствует зуд,
не зная какими путями осуществилось мое предсказание. Моя власть над ним с этого
момента усилилась, а мозг его стал доступнее моим словам я воздействию;
сопротивление его будет уже значительно слабее, так как он непосредственно
видел, что мои предсказания осуществляются независимо от того, касались ли они
чувств или движений (даже и движения крови, когда заставляют покраснеть или
побледнеть, или когда внушают менструкции и т. д.). Таким образом, его мозг
приучается уступать моему воздействию, разрешает врываться в его функции, то
есть считаться с ним как с диссоциирующей силой. Эта вера или эта "податливость"
внушаемым идеям весьма заразительна: если В. загипнотизирован А., в присутствии
С. D. E. F. G..., то и эти последние легче поддаются внушению и т. д. В этом и
заключается причина массового внушения.
При этом не важно, будет ли внушение сопровождаться достаточно сильным
субъективным чувством сна, или не будет. Чувство это обусловливается
преимущественно наличностью при пробуждении той или иной степени амнезии
(амнезия — это потеря воспоминания), которая является следствием случайного
перерыва цикла воспоминаний в сознании. У способных к сильному
загипнотизированию (сомнамбул) амнезия может быть вызвана или уничтожена при
помощи одного только внушенного слова, т. е. может быть внушено, по желанию,
забвение или, наоборот, воспоминание, С этим необходимо считаться, так как
врачи, как мы уже говорили, за последнее время догматически констатируют
различие между внушением в состоянии бодрствования и гипнозом, что говорит лишь
о грубом незнании всей сути дела. Мы повторяем, что нет разницы между внушением
наяву и гипнозом, или, иными словами, они друг от друга отличаются лишь
внушением амнезии (или субъективного чувства сна) или же субъективного
воспоминания сна, составляя противоположность воспоминанию о состоянии
бодрствования и относясь к одинаковому состоянию.
Самовнушение представляет собою воздействие (т. е. без влияния других
людей) самопроизвольно возникающих идей, которое может быть уподоблено влиянию
внушения со стороны. Возникновение самовнушения следует приписать тому что
Hosted by uCoz