Navigation bar
  Print document Start Previous page
 174 of 268 
Next page End  

Такими данными оперирует Хиникви — этот энергичный человек, которому
удалось провести реформу воздержания от употребления алкоголя в Канаде. За всю
свою продолжительную жизнь он, в качестве передового борца, отстаивал социально-
этические реформы в духе христианства. Чрезвычайно полезно ознакомиться в
оригинале с его вышеупомянутой книгой, написанной весьма содержательно. Он умер,
когда ему было 90 лет.
Я цитировал официальную эротику исповеди по его книге, которую считаю
наиболее верным и авторитетным источником. Хиникви не легко было покинуть
католическую церковь, а сделал он это лишь после долгих лет душевного страдания
и горьких сомнений. Он следующим образом начинает главу книги, о которой мы
упоминали:
"С этой главой должны ознакомиться законодатели, отцы и мужья, после чего
у нас возникнет вопрос, не должны ли они из уважения к своим матерям, женам и
дочерям принять немедленно меры против тайной исповеди. Может ли девушка
оставаться чистой в своих помыслах после такого обмена мыслей наедине с холостым
мужчиной? Не есть ли это скорее путь к разврату, чем к жизни в браке?"
И это сходит с пера такого духовного лица, которое своими глазами в
продолжение нескольких десятков лет имело возможность убедиться в развращающем
влиянии тайной исповеди на женщин. Найдется, разумеется, немало людей, более или
менее равнодушных в половом отношении, которые столь же безразлично будут
относиться к порочной подкладке подобной исповеди. Но для них такая исповедь
вовсе и не предназначена!
Я получил много энергичных протестов от католиков в ответ на такое
толкование мною этого вопроса; в них Хиникви выставляется, разумеется, в самом
скверном свете. Но эти попытки являются не достигающими цели, так как высокая
порядочность Хиникви не подлежит никакому сомнению. Можно лишь предположить, что
в более культурных странах, чем Канада времен Хиникви, тайная исповедь
поставлена несколько осторожнее, причем здесь, может быть, духовник считается с
тем, какие именно вопросы предлагать в каждом отдельном случае, и не обязан
задавать девушке непристойные вопросы. Однако, ему всюду и везде делать это не
возбраняется. Чтобы выяснить истинное положение вещей, я обратился к одной
девушке-католичке, которую я знал уже давно, и которая отличалась безусловной
честностью, порядочностью и солидностью. Не посвящая ее в причины моих
расспросов, я получил в ответ, что исповедник иногда не удовлетворяется
сделанными ему сообщениями, но считает долгом задавать еще вопросы от себя.
Когда я спросил, касаются ли его вопросы и половых отношений, она ответила, что
"главным образом". Я больше не вдавался в подробности. Но это показание,
свободное от какого-либо внешнего воздействия, является наиболее характерным.
На почве такого сплетения половой жизни с догматом церкви можно заметить
сочетание курьезного жеманства с тайным эротизмом. В некоторых католических
монастырских пансионах (например, монашеские пансионы в Галиции) воспрещается
воспитанницам приводить в чистоту свои половые части, так как это будто бы
непристойно! В немецкой Австрии распятия в спальнях у монахинь завешиваются
платком, "дабы Христос не узрел их наготы". Но это не мешало женским монастырям
в средние века уподобляться домам терпимости, причем под прикрытием религиозного
экстаза заведомых обманщиков или же истерически-эротических субъектов (того или
другого пола) то и дело совершались половые оргии в самом извращенном виде.
Всякий принудительный аскетизм дает всегда в результате извращения, в качестве
"грех против натуры".
Женщины готтентотов вытягивают у себя свои малые срамные губы. Восток дает
нам искусственных евнухов. И при всяком отсутствии какой-либо связи между этими
обычаями и религией, все же они освящены соответственной религией и только таким
образом вошли в плоть и кровь народа.
Отсылаю к главе VI за аналогичными примерами. Но и из вышеприведенных
вполне явствует склонность человека связывать свою эротику с религией,
приписывая первой божественные источники и выдавая ее за продукт веления свыше.
Половая жизнь принимает на себя, стало-быть, воздействие мистики в качестве
догматизированного плода фантазии человека. Знаменательно, что освящение
религией касается именно обычаев дурного свойства, между тем как другие обычаи
базируются на гигиенических требованиях.
Однако, здесь можно всего правильнее видеть и сферу влияния патологии (см.
главу VIII). Должно считаться с тем глубоко мистическим характером, какой в
глазах некультурного человека, а особенно дикаря, имеет процесс воспроизведения.
Конечно, им чуждо какое бы то ни было представление о зародышевой клетке, о
Hosted by uCoz