Navigation bar
  Print document Start Previous page
 183 of 268 
Next page End  

владения жилищем, защиты своего существования от чужого посягательства, право
мыслить по собственному своему усмотрению, однако, без навязывания своих мыслей
чужим, а также обязанность относиться с уважением к жизни и собственности
чужого, принимая на себя заботу о нравственном и физическом воспитании юношества
и т. д.
С другой стороны, если исходить из беспристрастного взгляда на вещи,
возникает спорность таких общеизвестных прав и обязанностей, которые по
настоящее время принимались за непреложные и, в силу этого, естественные. Мы
имеем здесь в виду права и обязанности, связанные с церковью, религией,
отечеством и национальностью, а также права военные и т. д. Относясь
беспристрастно к вопросу человеческого развития, мы должны констатировать, что
последние права и обязанности являются лишь историческими насильственными
приобретениями ограниченных, искусственных человеческих групп. Здесь, очевидно,
дело сводилось к совместной защите национальных и религиозных установлений, а
также и к покорению других человеческих групп с целью использования их, что и
обусловило такого рода относительные права и обязанности. В связи с этим, мы и
подходим к следующей категории правовых представлений.
Обычное право. Это право, если рассуждать строго, вовсе не право. Под ним
мы должны понимать объединение всех возможных и даже невозможных обычаев,
благоприобретенных людьми в зависимости от местных и случайных отношений и
освященных одной общей догмой. В состав его вошли такие неустойчивые понятия,
как естественное право сильного, мистический элемент, страсти человеческие во
всех их проявлениях и в большем размере половое стремление. Нелепость и
необоснованность обычного права всего лучше иллюстрируется иногда различиями или
же прямою противоположностью параллельных правовых представлений у различных
народов. В то время, когда в одном месте многоженство является правом и
установлением свыше, оно в другом будет преступлением. Таким же преступлением
считается и единичное убийство, в то время как массовые истребления людей на
войне возводятся в добродетель. То же можно сказать и относительно воровства и
грабежей, преступных в мирном состоянии людей и считающихся честным
осуществлением прав победителя. При монархическом образе правления преступным
считается оскорбление величества, но стремление к единовластию в демократическом
государстве, наоборот, строго наказуемо. Католику вменяется в обязанность, когда
он это найдет нужным, прибегнуть ко лжи и reservatio mentalis, но строго
воспрещается призывать имя бога, клясться религией при заведомой лжи. И
одновременно, вне последней клятвы, всякая иная ложь считается не больше, как
дурным делом или грехом, или чем-то недостойным (пусть слова твои будут "да",
"да" и "нет", "нет").
Как недуг злой, из рода в род 
Свои права, узаконения 
Упорно ряд веков несет 
Одно другому поколенье. 
Исчезнет мудрость, встанет зло... 
И горе вам, рожденным ныне! 
Чтоб право юное пришло, 
О том не слышно и в помине!...
(Мефистофель в "Фаусте" Гете).
Обычное право различных народов изобилует многочисленными
противоположностями, отсутствием последовательности, ненормальностью и
деспотией, но не дальше ушли и мы с нашими обычными правовыми представлениями,
исходящими из римского права.
Вслед за правом сильного человечество последовательно усваивало и новые
правовые представления, причем во главе угла ставилось право воздаяния или
мести, так называемый закон Линча, который гласит: "Око за око и зуб за зуб".
Такое право мести следует считать вполне "естественным", вполне человеческим,
правда, исходящим из полуживотного инстинкта, но благотворным в том смысле, что
в первобытной форме и независимо от внутренних побуждений создается основа для
равноправия людей в том случае, когда нарушены их интересы. Древнее право дает,
однако, еще и другое представление искупления, обусловленное религиозной
мистикой. Человек, благодаря свойственному ему чувству страха, взвалил на себя
божество, которое воображение его наделило всевозможными человеческими
страстями, приписав ему способность возмущаться человеческими дурными поступками
Hosted by uCoz