Navigation bar
  Print document Start Previous page
 186 of 268 
Next page End  

Б. Гражданское право и его аналогии (кроме уголовного права).
Гражданское право, вместе с государственным и общинным, имеет своим
специальным назначением установление равновесия во взаимоотношениях людей. В его
функции не входит наказание, в смысле искупления, и его не касается
преступление, как таковое. Оно стремится установить социальную основу для
регулирования взаимных договоров и обязательств, но оно соприкасается с
уголовным правом в зависимости от представления о гражданском возмещении убытков
и применении, в случае необходимости, административных принудительных мер. Это
право в большей степени исходит из естественных соображений и имеет более тесное
общение с потребностями и социальными условиями человека, — однако, и оно не
свободно от влияния религиозной мистики и скверных обычаев, встречающихся в нем
довольно часто. Мы, на этот раз, желаем разобраться, применительно к нашему
вопросу, в том, что имеется налицо, и что является предметом желания. Впрочем,
подробности законодательного свойства не будут здесь служить предметом наших
рассуждений, ибо я не располагаю для этого достаточными сведениями специалиста,
да и к тому же мы совершенно отвлеклись бы от нашей темы.
Брак и половые отношения, как таковые. Отсылаю к тому, что было уже
приведено нами в главах VI, VIII, X, XI и XII, а также прошу считаться с
изложенным в предыдущих главах. Совершение полового акта двумя индивидуумами,
свободно на это решившимися и не причиняющими при этом никакого урона третьему
лицу, должно рассматриваться в качестве частного дела, столь же обычного, как
рукопожатие или поцелуй, и, во всяком случае, ничего общего не имеющего ни с
гражданским, ни с уголовным правом. Этот принцип является непреложным, хотя в
настоящее время он и подвергается всевозможным стеснениям. Ограничение
индивидуальной свободы может быть тогда лишь предоставлено обществу, когда
приведение в исполнение этой свободы сопряжено с нанесением ущерба кому-либо из
его членов. Но свободное совершение полового акта людьми взрослыми и вменяемыми,
поскольку он не сопряжен с дальнейшими результатами, не приносит никакого вреда
ни обществу, ни отдельным его членам.
Однако, в практике права встречалось упорное противодействие этому
взгляду. У многих народов, преимущественно у германских, конкубинат, или
совершение полового акта вне брака, наказывается. Если же его и терпят, то, во
всяком случае, относясь к нему недоброжелательно, причем женщина и дети являются
здесь жертвами искупления. Несмотря на то, что приведенные нами раньше
предписания католической религии в изложении Лигори, касающиеся подробностей
совершения полового акта, и являют собою не больше, как предписания церкви, но
все же их влияние на отношение в католическом браке довольно велико.
Что касается гражданского права, то совершение полового акта признается им
исключительно в форме брака. Но последовательное видоизменение брака от
полигамии (полигинии в узком значении) через моногамию к полиандрии и от
кратковременного брака до обязательного соединения на всю жизнь (у католиков)
или вплоть до практиковавшегося в Индии обычая, когда жена следовала в могилу за
мужем, — было уже изложено нами в главе VI. Религиозные предания (сами
являющееся последствием варварских обычаев) занимают наиболее видное место в
брачном праве, чем и объясняются те невероятные усилия, с которыми принцип
гражданского брака обеспечил себе право на существование в большинстве
культурных стран. И в настоящее время церковный брак является единственной
формой, господствуя, в качестве главного обычая, рядом с гражданским браком.
Этим подтверждается, в какой мере сильны в нас предания, согласно которым, между
прочим, брак рассматривается, как божественное установление или данный богу и не
подлежащий отмене обет. Мы касались уже подробностей религиозных брачных
установлений в главах VI и XII. Вполне понятно, что современная гуманно-
социальная точка зрения допускает лишь возможность гражданского брака, причем
формальности в браке, имеющие, отношение к религии, должны рассматриваться, как
частное дело. Эти религиозные обычаи ничего общего с государством и обществом не
имеют, и следует не жалеть ни энергия, ни сил для борьбы с ними, как
государственными установлениями.
Вникнем же в сущность гражданского брака и ответим на вопрос, чем ему
следует быть? В современном своем состоянии гражданский брак представляет собою
как бы робкую пробу, сильно нуждаясь в усовершенствовании. Под этой формой
следует разуметь договор между двумя представителями противоположного пола,
преследующий цели совместного воспроизведения. Однако, и в этой форме закон
берет на себя больше забот о взаимоотношениях супругов, чем об интересах
грядущего потомства, которое, казалось бы, единственно и должно было бы привлечь
Hosted by uCoz