Navigation bar
  Print document Start Previous page
 193 of 268 
Next page End  

Формы и продолжительность брака. Во избежание повторения, отсылаю к главе
VI. Этот пункт нами уже в достаточной мере освещен. Мы считаемся, конечно, с
моногамией, как естественной формой брака, обусловленной продолжительным
благополучием для всех членов семьи, но эта форма отнюдь не может считаться
единственно благодетельной, исчерпывающей половые отношения, и думать так было
бы равносильно приготовлению из нее правовой смирительной рубашки для всего
человечества. Мы видим уже в истории и этнографии успешное развитие народов,
живущих в полигамии, в то время как полиандрия дает весьма отрицательные
результаты. Но и наша христианская моногамия далеко не чужда лживых основ и
лицемерия, от которых не удалось спасти ее даже законодательным путем. При
безусловном запрещении развода, как у католиков, он заменен был разделением
стола, постели и дома, что, в свою очередь, усугубило лишь брачные раздоры. В то
же время строгость моногамных законов дала выход людям к проституции, причем те
же законы снизошли до регистрирования сводничества. Такие примеры
непосредственно указывают на бессмысленность принудительной моногамии,
направленной к удержанию в определенных границах естественных наших стремлений.
Массы не могут реагировать столь же покорно, как отдельные личности.
Что касается полиандрии, то она возникла на почве бедности, обусловливая
вымирание практикующих ее рас. К тому же нормальному мужчине в большей степени
свойственна полигамия, чем полиандрия нормальной женщине. В некоторых случаях
может быть оправдываема и полиандрия, так как немало есть женщин, которые, хотя
бы и на патологической почве, будучи ненасытны в половом отношении, не в
состоянии удовлетвориться одним нормальным мужчиной. И пусть тогда уделят ей
свое внимание путем свободного соглашения любые дон-жуаны, ибо в противном
случае для таких женщин широко открыт путь в проституцию (мы уже знаем о
существовании проституток-нимфоманок), при этом же и дон-жуаны будут отвлечены
от нормальных девушек. Указывая на полигамию в главе VI, приводя различные формы
ее, во многих из них не нашли столь унизительных элементов для женщины, какие
можно было бы предположить из сравнения с мусульманской полигинией. Последняя
теряет, главным образом, от варварского способа приобретения жен, как предметов
торговли. Но при матриархате эти условия исчезают, и женщина, уравненная в
правах с мужем, нечего не имеет против полигинии. Я беру себе право утверждать,
что моногамный брак, в наиболее благородном его проявлении, будет в большей
степени гарантирован установленной законом свободой, а также исполнением каждым
из супругов своих обязанностей. При добровольной связи люди охотнее сойдутся и
прочнее полюбят друг друга. Ничего не было бы страшного в том, если бы
практиковались пробные браки в качестве кратковременных связей, заканчивающиеся
разводом. И в настоящее время это сплошь и рядом имеет место, но лишь в более
грубом проявлении, а между тем при таких браках закон первым долгом обеспечил бы
вопрос относительно потомства. Можно возразить, что в интересах разнообразия
легкомысленнме люди будут прибегать к такой форме брака, не рождая детей, но это
не будет большим вредом, так как будет разумнее, если эта порода сама себя
обречет на вымирание. Мы тогда противопоставим два естественных стремления, из
них первое — стремление к деторождению и второе — к половому удовлетворению. При
желании удовлетворить первое из них, необходимо придется урегулировать второе,
при содействии, где это нужно будет, гражданского законодательства. Нет никакого
разумного и этического основания, чтобы, в связи с упомянутыми оговорками,
законом были бы воспрещены при уравнении полов полиандрия и полигиния в качестве
предотвращающих мер.
Брак между родственниками. Отсылаю к сказанному в главе VI. Чтобы
избегнуть вредных результатов весьма близкого скрещивания между людьми,
необходимо, по-моему, совершенно воспретить брак или иную половую связь, имеющую
целью получение потомства, между прямыми родственниками (особенно же между
родителями и детьми), а также между братом и сестрой. Заботы законов
относительно всего, что стоит дальше этих родственных связей, являются
бессмысленной бюрократической стряпней. Браки между свойственниками, женитьба на
сестре умершей сестры,— все это напрасно запрещается законом, между тем как у
других народов такие браки носили характер почти обязательный. Нет также мотива
для запрещения брака между дядями и тетками, с одной стороны, племянниками и
племянницами — с другой, а также между двоюродными, причем вреда для потомства в
таких случаях не обнаруживалось. Необходимо только избегать накопления
унаследованных недостатков, которые исчезают при браке с посторонними. Впрочем,
не следует практиковать слишком часто повторения родственных браков в семье, так
как они очень легко накопляют фамильные недостатки.
Hosted by uCoz