Navigation bar
  Print document Start Previous page
 207 of 268 
Next page End  

II. Из нового уголовного закона кантона Люцерна, от 5 июля 1906 г.
(доказательство отсталости наших законодателей).
§ 115.
(1. Богохульство). Кто преднамеренно и обдуманно богохульствует, вызывая
этим общественный соблазн, подлежит двухгодичному заключению в смирительном
доме.
В более легких случаях применяются исправительные меры.
§ 116.
(2. Осквернение святыни). Кто из ненависти или презрения к религии учинит
насилие по отношению к св. дарам или дарохранилищу, будет считаться виновным в
осквернении святыни и, смотря по учиненному соблазну, подлежит заключению в
смирительном доме до шести лет.
В более легких случаях применяются исправительные меры.
§ 119.
(3. Извращенный разврат). Противоестественное удовлетворение полового
инстинкта при посредстве человека или животного, если этот проступок не учинен
при нижепоименованных отягчающих обстоятельствах, наказывается заключением в
смирительном доме до пяти лет.
Такое теократическое уголовное право в современном культурном государстве
не нуждается в комментариях.
Глава XIV
Медицина и половая жизнь. Половая гигиена
Общие указания. Если богословие представляет собою вероучение о боге и
загробной жизни, а право — кодифицированный сборник древних и новых обычаев и
законов, то медицина, как говорят, является искусством, — искусством лечить
больного человека. Указанные три дисциплины имеют в корне своем одно чувство и
одно сознание. Человек пришел к религии и преклонению перед богом под влиянием
страха пред темными, таинственными, непостижимыми силами и пред посмертною
судьбою, ощущая вместе с тем незначительность собственных знаний и сил. Право
обязано своим происхождением чувству справедливости и несправедливости,
находящемуся в филогенетическом соотношении с чувством симпатии или совести,
базирующейся на необходимости совместной общественной человеческой деятельности.
Медицину обусловили ощущение боли и страх перед болезнью и смертью, смягченные
сознанием, что страдания могут быть облегчены или же устранены. Но пока
богословие, если изолировать его от самовластно захваченной им этики и учения
морали, базируется на мистике, силясь красивыми фразами сделать из нее нечто
человечески-натуральное, право же, игнорируя свое происхождение и конечную цель,
ушло в толкование и применение параграфов закона, медицина вся жива живым
человеком.
"Седа, дорогой друг, вся теория, и зелено златое дерево жизни". Эти слова
Гете должны быть всегда памятны врачу. Чтобы устранить болезнь, т. е. ввести в
норму нарушенные функции организма, посколько это возможно, врачу необходимо
знать нормальное тело и его жизненные отправления. Вследствие этого искусство
неизбежно должно иметь под собою основу вспомогательных и экспериментальных
наук, обусловливающих эти знания, и раньше всего, дисциплины анатомии и
физиологии. В зависимости от этого в последовательном развитии медицины
происходило и постепенное развитие ее вспомогательных наук. Благодаря медицине,
приобрели интерес исследования таких скрытых жизненных познаний, как гистология,
эмбриология, сравнительная анатомия и физиология, анатомия и физиология мозга и
в новейшее время бактериология. Чем только не займется человек, чтобы охранить и
починить свое дорогое я! Но углубление во все эти науки по той причине и
поглотило столько места в медицине, что само искусство лечения отступило на
второстепенное место, хотя оно не перестает играть самую видную роль в практике
и всего больше импонировать естественнонаучно необразованной публике.
Это искусство довольно разноценно. Но оно проявляется в настоящем виде
лишь в тех случаях, когда свободное от малейшей примеси шарлатанства, оперирует
на основании выводов науки, так как неуч применит свой талант там, где этого не
требуется, и пуская в ход ненужные в данный момент средства, шарлатан же
сосредоточивает все свое внимание на капиталах больного. Наблюдаются странные
сочетания истинного искусства с незнанием, знания с шарлатанством и искусством и
знания с недостаточною искусностью. В идеале можно желать соединения знаний и
искусности с честностью и отсутствием алчности. Бывают сочетания в лице одного и
Hosted by uCoz