Navigation bar
  Print document Start Previous page
 214 of 268 
Next page End  

Выросши в атмосфере проституции, мужчина часто женится уже истощенный, с
большей или меньшей импотенцией, так что в состоянии лишь раздразнить свою
молодую жену, но не удовлетворить ее. Это ненормальное положение вещей может
быть устранено в зависимости от реформы в области половых отношений.
Различают патологическую, или истеричную, любовь, которая с внешней
стороны выражается порывами страсти, но мгновенно превращается в ненависть при
первом же совершении полового акта. Она свойственна обоим полам, но
преимущественно женщине. На сцену выступают тогда такие объяснения: "Это было
роковой ошибкой, — я никогда его не любила или не любил!" В таких случаях
особенно ценными и, во всяком случае, благоразумными явились бы пробные браки и
даже врачебные исследования, которыми могли бы определиться всякие
ненормальности в строении женского организма (непомерно узкий таз, делающий
опасными роды, и т. д.).
При следовании теории Толстого, т. е. при признании необходимости
совершения полового акта лишь в интересах деторождения, девушка должна об этом
своевременно предупредить своего мужа, при этом она должна разрешить мужу, в
случае его несогласия, прибегать к услугам другой женщины или же отказаться от
своей идеи. Я буду спорить, если кому-либо этот взгляд на вещи покажется
безнравственным, так как я считаю возможным исходить лишь из основ разума и
этики. Впрочем, этот вопрос слишком щекотлив, чтобы какие-либо нормы могли быть
спокойно и систематически применительно к нему обсуждаемы, тем более, что
наличность взаимной любви и привязанности всегда будет содействовать получению
благоприятных результатов. Потворство инстинктам и страстям здесь менее всего
желательно, и удовлетворенными будут вполне те, которые сумели избрать золотую
середину. Важную роль играет и вопрос о рождении детей. Мы увидели уже, что тут
возможна известная регулировка, и поэтому все заботы наши должны быть направлены
на производство доброкачественных детей. Прежде всего важны, конечно, как
духовные, так и физические особенности предков и родителей. Одновременно с
развитым умом и физическим здоровьем одно из первых мест должен занимать хороший
душевный склад, при наличности добропорядочности и энергичной воли. И на самом
деле, ни умственные, ни физические преимущества детей не смогут покрыть их
слабоволия, эгоизма и врожденной преступности. Такие дети (здоровенные канальи)
являются истинным горем для честных людей, грибами-поганками для общества.
Отсылаю к сказанному о наследственности в главе I. Родители в момент
зачатия должны быть вполне здоровы и ни в каком случае не пьяны, так как в таком
случае потомство может быть бластофторически испорчено (см. главу I). Если
родители очень стары, то и потомство более слабое.
Наблюдаемая в настоящее время тесная зависимость между деторождением и
условиями чисто материального свойства достойна самого энергичного порицания.
При наличности у людей всех хороших данных душевного и физического свойства, их
не должна пугать перспектива обилия потомства, ибо оно при действительно лучших
своих достоинствах найдет возможность развить свои силы при каких угодно
условиях. Падает в борьбе с жизнью лишь все то, что по природе своей
недоброкачественно, и бластофторически повреждено. Мы ие говорим, конечно, о
случайностях жизненного пути, болезнях и пр. Но даже и при таких обстоятельствах
от природы крепкий организм сумеет обнаружить больше стойкости и большее
противодействие, если он только не будет ослабляться воздействием алкоголя,
венерических болезней и пр. При естественных, не изломанных культурой условиях
существования, как, например, у дикарей, дети являются не обузой, а богатством.
Нам же недоступно и воспитание большого количества детей, так как нам не
свойственно чувство меры относительно действительно нужных вещей, и больное
тщеславие толкает на путь никому ненужной, дорого стоющей и лишь действующей
развращающе роскоши. Энергия в деле воспитания должна быть направлена в сторону
интеллектуальную, и к этому и сводятся, между прочим, функции государства.
Мы в этих случаях сталкиваемся с весьма щекотливым вопросом, который,
однако, должен быть при более естественном положении вещей разрешаем совершенно
просто. Два человека, связанные друг с другом искренней любовью, желают
объединиться в браке и обращаются за советом к врачу, так как они страдают
какой-нибудь болезнью (кто-нибудь из них или оба) или же наследственно
обременены. И врачу вменяется в обязанность категорически воспретить брак из
социальных соображений во всех тех случаях, когда кто-либо из них подвержен был
душевной болезни или еще вполне от нее не оправился, носит в себе задатки
туберкулеза или же не успел еще окончательно вылечиться от триппера. Я всегда
придерживался такого образа действий.
Hosted by uCoz