Navigation bar
  Print document Start Previous page
 223 of 268 
Next page End  

образом, формула социальной морали выразится следующим положением: "твое половое
побуждение и половое действие не должны сознательно приносить вред отдельным
индивидуумам и особенно обществу, а содействовать, по мере сил твоих, повышению
счастья и ценности".
Вполне понятно, что во всех областях инстинктивной жизни и алчности, в
особенности же в половой сфере, умение владеть собою принадлежит к наиболее
важному этическому требованию и обусловливается воспитанием характера и воли.
Человек должен уже с юных лет приучаться управлять своими инстинктами и
страстями, чтобы достигнуть таким путем единственно действительной относительной
свободы, которая делает жизнь достойной и осмысленной. Уже исходя из этих
причин, необходимо рекомендовать нормальному человеку половое воздержание. Но
особенной заслугой или жизненной целью воздержание не может считаться.
Каждый социальный человек должен стремиться к возможно правильному
использованию своего полового инстинкта и умения любить, в интересах его
собственных и всех окружающих. Если он сумеет довести эту задачу до конца,
впереди его ждет полное удовлетворение, — сознание честно исполненного долга. Во
всех своих поступках он должен не упускать из виду, например, следующих образов:
1. Плохой от природы субъект, поддавшись мгновенной страсти, обесчещивает
девушку, наделяет ее внебрачным младенцем и бросает на произвол судьбы. Его
поступок как с этической, так и с точки зрения эгоистической, безусловно
отрицательный и подлежит обсуждению; обольститель наносит непоправимый вред
совращенной им девушке, да и себе приносит больше вреда, чем пользы.
2. Побуждаемая религиозно-этическими соображениями, мечтательная девушка
связывает свою судьбу с беспутным пьяницей, в целях его спасения. Лишь в редких
случаях такое самопожертвование окупается достигнутыми результатами.
Отрицательный с точки зрения эгоизма поступок этот, будучи идеальным по своим
альтруистическим мотивам, все же еще предосудительнее в социальном отношении.
Такая женщина, спасая от гибели одного человека, совершает тяжкое преступление
перед своим будущим потомством, на котором этот акт самопожертвования отразится
крайне отрицательными последствиями.
3. Наследственно тяжко обремененный и импульсивно психопатический субъект,
при сильном половом стремлении, соединяется в браке с хорошею девушкой в
интересах воспроизведения. Положительный с точки зрения эгоизма поступок,
расчитанный на удовлетворение своего "я", является этически отрицательным по
отношению к хорошей женщине, становящейся несчастной, и (в большинстве случаев)
к потомству, которое унаследует дурные задатки.
4. Одаренный способностями, трудолюбием и идеалистическим взглядом на
вещи, при отличном физическом здоровьи, субъект находит себе соответственную
подругу жизни. Не гонясь за легким существованием, они задаются целым рядом
социальных задач и вместе с тем производят столько потомства, сколько это можно,
чтобы не повредить здоровью матери. Здесь идеально сочетались положительный
альтруизм с положительным эгоизмом.
Такое счастливое сочетание не всякому, разумеется, доступно, но половая
этика может быть налицо и при менее благоприятствующих обстоятельствах. Нервные
субъекты или физически слабые лица, заключая бездетный брак, могут иметь в виду
целый ряд социальных задач, усыновляя чужих сирот. Положительная этика, по-
моему, не пострадает, если когда-нибудь в будущем, при сочетании браком
нормального и ненормального индивидуумов, второй из них разрешит первому
производить потомство при содействии третьего нормального лица.
Составив себе ясное представление о половой этике, всякий найдет способы
ее осуществить, творя положительное добро, избегая зла и удовлетворяя
естественные наклонности, разумеется, не на почве дурных или извращенных
стремлений. Это первым долгом исключит участие в такой социальной гнусности, как
публичные дома, проституция, с которыми он будет бороться. Стараясь не вредить в
половом смысле всякой другой личности, он примет все нужные меры в случаях
невольной ошибки. 
Заповеди Моисея в двух местах касаются половой этики: 
Седьмая заповедь: не прелюбодействуй.
Десятая заповедь: не желай дома ближнего твоего, не желай жены ближнего
твоего, ни раба его, ни рабыни его, ни вола его, ни осла его, ничего, что у
ближнего твоего.
Но одиннадцатая заповедь Христа гласит: "Возлюби ближнего твоего, как
самого себя", выражая устои, какие приличествуют и современной этике. Более
полная формулировка современной этики может быть сведена к следующему: "Тебе
Hosted by uCoz