Navigation bar
  Print document Start Previous page
 233 of 268 
Next page End  

первых совершенно бессильна, так как они образовались уже раньше, и представляют
собою лишь базу для педагогического искусства. Педагогика может заняться лишь
соответствующим направлением таких унаследованных половых задатков в наиболее
целесообразное и обеспечивающее хорошие результаты русло. При наличности
безусловно извращенных задатков, как вполне определенные гомосексуальные
стремления, садизм и т. д., этическому воспитанию ничего больше не останется
делать, как, по возможности, стараться влиять на характер и ослаблять половое
раздражение, качество же его не сможет быть изменено, и на это не следует
возлагать никаких надежд. Если же дело приходится иметь с нормальными средними
задатками, то воспитание может иметь весьма благотворное влияние в интересах
сведения на-нет патологических уклонений и естественного правильного развития
влечения.
Мы убедились, особенно из главы VII, в том, что постепенное приучение к
определенным впечатлениям чувств ослабляет эротическое их воздействие, между тем
как на эротизм, lidibo sexualis, исключительно возбуждающе влияют некоторые
необычные зрительные и другие впечатления и представления, имеющие отношение к
противоположному полу. Людям свойственно повторять одну и ту же ошибку при
воспитании ребенка, а именно: навязывать ему свои представления (представления
взрослого). Элементы, возбуждающе действующие на взрослого в половом отношении,
совершенно не трогают ребенка до достижения им половой зрелости. На этом
основании представляется возможность совершенно свободно рассуждать с ним на
тему об определенных вещах, не рискуя воздействовать на него в половом
отношении. Если же ребенок научится смотреть на половые отношения и все сюда
принадлежащее, как на нечто естественное и обыденное, то впоследствии и
любопытство его и эротизм будут иметь гораздо меньше пищи, за отсутствием в них
прелести новизны. Привыкнув постепенно к голому телу взрослого, ребенок находит
вполне естественной наличность половых органов и не будет удивляться, когда
современем у него появится растительность на половых частях. Но на основе
ложного стыда и при отсутствии представления о половых вещах ребенок приходит в
сильное возбуждение и испытывает стыд, благодаря появившимся у него волосам, что
вместе с тем служит и источником эротического раздражения. Это еще значительнее
связано с первыми менструациями у девочки и первыми истечениями семени у
мальчика. Непроницаемая пелена, которою изолированы все представления, имеющие
то или иное отношение к половой сфере, не только внушают ребенку страх и
опасения, но и возбуждает любопытство, усиливая пробуждающийся эротизм. Это и
служит причиной совершенно неподходящего ознакомления ребенка с интересующим его
вопросом, благодаря посредству скверных людей или испорченных уже товарищей, а
также из наблюдения за совершением полового акта животными, чтения
соответствующей литературы и пр. Такое ознакомление в виде реальных дурных
результатов обусловливает онанизм или иной род полового извращения, а также
посещение проституток. То, что называют невинностью, или наивная
неосведомленность ребенка, является особенно привлекательной в представлении
жаждущих сладострастия мужчины и женщины, испытывающих особый род наслаждения от
сведения с пути ребенка. Родители очень редко считаются с результатами того
пренебрежения, с которым они относятся к наивным вопросам из половой сферы,
предлагаемым ребенком, причем отделываются обыкновенно недомолвками,
туманностями и ложью. С удовольствием ссылаюсь здесь на мнение интеллигентной
матери семейства г-жи Шмидт-Иегер (De l'education sociale de nos filles,
Lausanne, Maison du peuple, 1904), вполне мною разделяемое. Вот приблизительно
ее рассуждения:
Подавляющее большинство матерей дает воспитание своим дочерям до брака, но
можно ли найти достаточно целесообразный образ подготовки! Разумеется, нет, ибо
еще и в настоящее время игнорируются необходимейшие знания, которыми должна
располагать будущая супруга и мать, так что длинный ряд столетии молодые
девушки, выходя замуж, не имеют представления о своих собственных естественных
функциях и обязанностях. Им дают поверхностное представление э стряпне, шитье и
ведении хозяйства, но половая сфера и вся ее роль остаются для девушки
совершенно неизвестными. В Цюрихе открылась недавно школа для сиделок,
проходящих курс ухаживания за роженицами. Здесь же допускаются к обучению и
такие девушки, которые, не готовясь в сиделки, пожелали бы ознакомиться
практически с госпитальным курсом, чтобы иметь возможность в своей родной семье
оказаться полезными в случае надобности, при болезни кого-либо из ее членов,
особенно же когда окажутся в семье новорожденный или роженица. Было бы
чрезвычайно полезно всюду и везде ввести такое нововведение. Как не умеючи,
Hosted by uCoz