Navigation bar
  Print document Start Previous page
 238 of 268 
Next page End  

соединения двух труп факторов: унаследованных задатков (умственных и физических)
и способностей усвоенных благодаря воспитанию или обучению. Если данная область
лишена унаследованного задатка, то всякие попытки воспитания и обучения дают в
конце - концов отрицательные результаты. Самые лучшие основы атрофируются, если
не было подходящего обучения и необходимых упражнений, в более благоприятном же
случае результаты будут значительно хуже тех, которые могли бы быть. Роль
унаследованных задатков чрезвычайно велика не только в смысле усвоения знаний,
что составляет, очевидно, точку зрения и господствующей школы, но во веек сферах
человеческого существования, главным же образом, в душевной. Такие хорошие
задатки, относящиеся к воле, чувству, суждению, фантазии, как раньше всего
упорство, сознание долга, наличность совести, уменье владеть собою, логическое
мышление и способность отделять действительное от ложного и делать сочетания в
сфере мышления и эстетики, — являются значительно большими человеческими
ценностями, чем уменье быстро воспринимать и усваивать и примерная память на
слова и предложения. А между тем, наша школа, от первоначальной до самой высшей,
в своих школьных испытаниях, главным образом, с последними способностями лишь и
считается. Удивительно ли поэтому, что, в связи с таким лживым и пристрастным
критерием, высшие официальные общественные положения, а также и преобладающая
часть неофициальных первостепенных положений достаются наиболее сухим плодам,
самым обыденным домогающимся субъектам, воспринимающим лишь чужие мысли и
преклоняющимся перед авторитетами? Если имеются налицо хорошая память и талант
усвоения, то это вполне доступно и без содействия сеньорен-конвента и духовных
или масонских орденов! Если же нет таких способностей, то люди, нередко самые
талантливые и даже гениальные, пропадают или же избирают наиболее извилистые
пути, теряя массу энергии и времени. Омертвевшие, догматические, наизусть
заучиваемые правила, которыми заполняют детскую голову, нередко фальшивы,
неудобопонятны или неточны. Все это гнездится в памяти, как чуждое тело, и
впоследствии для удаления и исправления всего зтого хлама необходимо затратить
больше усилий, чем для того, чтобы в самом начале создать восприимчивое наивное
миросозерцание. Мне стоило больше усилий для того, чтобы освободиться от
насильно навязанной мне анатомии мозга, чем для изучения действительной
структуры мозга непосредственно на трупе. В сельских воспитательных приютах д-р
Герман Литц установил на самом деле достойную подражания систему социально-
психологического определения достоинств воспитанников. Для оценки результатов
избраны прежде всего два масштаба: а) оценка индивидуальная: совпадают ли всегда
и во всем успехи ученика с его способностями? б) объективная: считаясь с
нормальным средним человеческим масштабом, т. е. отличны ли, хороши ли,
посредственны ли или плохи его успехи? И вслед за этим обращается внимание за
различные сферы психологических и человеческих функций, что может иметь место
только в таких именно школах, в которых воспитывается человек целиком.
I. Результаты со стороны организма: здоровье, болезни, вес организма,
ловкость, хождение, бег, плаванье, велосипедный спорт, игры, лыжи, гимнастика,
борьба.
II. Поведение: порядок, чистота, пунктуальность; опрятность в содержании
школьных тетрадей. Во внешних отношениях и т. д.
III. Результаты этические и религиозные:
а. Поведение относительно: 1) родителей (корреспонденция), 2)
воспитателей, 3) других учеников, 4) третьих лиц, 5) самих себя.
б. Любовь к правде; усердие и сознание долга; надежность при распоряжении
как своею, так и доверенной собственностью; внушает ли доверие? добросовестен
ли? Чувства солидарности, отсутствие алчности.
в. Сила: 1) этического чувства, 2) этического разумения, 3) этической
воли.
IV. Результаты интеллектуальные:
а. Практические занятия: садоводство, сельские занятия, столярное
искусство, работы токарные, слесарные и кузнечные.
б. Искусство: лепные работы, рисование, писание, красноречие, декламация,
инструментальная музыка.
в.Знания: 1) литературно-гуманистические, 2) физико-математические и
естественные. (Не привожу здесь общеизвестных подробностей).
V. Результаты общие:
а. Сила: 1) характера, 2) организма, 3) интеллекта, 4) способности
наблюдения, 5) фантазия, 6) суждения.
б. Оценка: 1) практических, 2) художественных, 3) научных преуспеяний.
Hosted by uCoz