Navigation bar
  Print document Start Previous page
 246 of 268 
Next page End  

крейсируют под флагом искусства, но в высшей степени мало заслуживают такого
названия. В то время как очень мало действительно высоких художников, можно
насчитать необъятное количество мазунов. Это, конечно, не подлежит никакому
сомнению. Есть немало таких, которые никогда не удостаивались поцелуя музы, не
имеют представления ни о достоинствах, ни о серьезности искусства,
представляющего для них в лучшем случае лишь дойную корову, — но все же упорно
эксплоатируют это искусство, которое им не дается, заменяя его всякого рода
"искусностями" и, в целях наибольшего получения денег и достижения дешевого
успеха, апеллируя не к благородным человеческим чувствам, а к низменным
стремлениям толпы.
В этой сфере с наибольшей силой и проявляется эротика, играя весьма
печальную роль. Всякое средство, расчитанное на раздражение низменной
чувственности, сколь угодно грязное, пускается в ход, чтобы обеспечить себе
успех у массы. Сюда относятся и фривольные песенки, и недвусмысленные романы, и
театральные пьесы, изображения с неприличным содержанием, лишенные, однако, и
намека на что-либо художественное в своей основе, но в изобилии выбрасываемые на
жизненный рынок, чтобы возбудить низменные эротические побуждения массы и
извлечь в результате из ее карманов как можно больше презренного металла. И
всему этому с легким сердцем придают название "искусства". В таких произведениях
нередко восхваляют низменный разврат, во всех его видоизменениях и развращениях.
Наиболее печальные результаты такого явления следует видеть в том, что грубая
пряность такого грязного "искусства" отражается губительно на вкусах толпы,
сводя на-нет природную восприимчивость к действительному, облагораживающему
искусству. Хотя бы и с риском прослыть мономаном, я еще раз энергично подчеркну,
что основой для вырождающейся восприимчивости к искусству и его лучшим
проявлениям, как это основательно установлено, является денежная испорченность и
распущенность на почве алкоголизма. Я здесь с предвзятой мыслью указываю на
восприимчивость к искусству и его лучшим проявлениям, ибо функции настоящих
художников не исчерпываются только тем, что они будут творить, а необходимо,
чтобы плоды их творчества отозвались бы соответственно в толпе и в публике, т.
е. чтобы были последними усвоены. Одно здесь необходимо дополняет другое, как
спрос и предложение. Если способность к восприятию народа к произведениям
искусства понижается, то соответственно падают и достоинства таких произведений,
точно также, как и наоборот. Уважаемый проф. Беренс, директор художественно-
ремесленной школы в Дюссельдорфе, вполне согласился с нами, в печатном труде
подтвердив гибельное влияние алкоголя на искусство (Peter Berhens. "Alkohol und
Kunst" Verlag von Deutschlands Grosslage II, J.O.G.T. 9., Hambourg). Считая этот
факт непреложным, мы возьмемся теперь за самый щекотливый и главный вопрос, а
именно: как провести грань между действительным эротическим искусством и
порнографической мазней? В то время как некоторые крикуны, фанатически-
аскетически настроенные, в своем отстаивании морали, решатся разбить или сжечь
любое произведение искусства с оттенком эротизма, принимая его за порнографию,
найдется немало апостолов вырождения, которые возьмут под свою защиту, под
покрытие искусством любую разновидность порнографии. Какой же из критиков
искусства возьмет на себя определить истину?
Я хочу привести здесь лишь пару примеров. Когда в одном незначительном и
ханжеском уголке Тироля были выставлены нагие, хотя и ничего собою не
представлявшие бюсты и статуи, крестьяне их уничтожили, так как почувствовали
себя оскорбленными в лучших чувствах своей стыдливости и узрели в изображении
обнаженного человеческого тела причину для возбуждения, разврата (см. главу
XIII). И было бы напрасно тратить слова по их адресу: "Вы относитесь к таким
умам, которым стыдно своей собственной природы, ибо они живут только
сверхъестественным". Это же в равной степени могло бы быть применено и к
приведенному уже нами начальнику Цюрихской полиции, который приобрел в свое
время своеобразную славу, благодаря удалению с витрины "Игры волн" Беклина,
узрев в купающихся наядах опасность для нравственных устоев цюрихских
обывателей.
С другой стороны, вне всякого сомнения, что бал нагих или полунагих (bal
des quat' z'Arts), который дается ежегодно художниками и их натурщицами в
обществе их ближайших друзей, и который завершается половой оргией, выходит уже
из сферы искусства, целиком относясь к действующему развращающе и подлежащему
скорейшему прекращению половому цининизму.
Я отношу к области мошенничества всякие попытки придавать названия
искусства каким угодно видам хотя бы и превратной или патологической
Hosted by uCoz