Navigation bar
  Print document Start Previous page
 52 of 268 
Next page End  

потомству. Такие чувства могут усиливаться, завершаясь долговременной любовью
между полами, иногда и долголетней супружеской верностью, как у птиц и проч.
Взаимоотношения между половою любовью и остальными чувствами симпатии, т. е.
между половою любовью и любовью в более широком значения этого слова, становятся
здесь очевидными. Но каждое чувство симпатии, возникшее между двумя
индивидуумами, — считая чувства симпатии чувствами удовольствия, — имеет и
противоположное себе чувство, т. е. неудовольствие, обусловливаемое смертью
предмета любви, его болезнью или же тем, что он уведен другим. Такое чувство
выливается в грусть, переходящую впоследствии и в продолжительную тоску. Если
умирает у обезьян или у некоторых попугаев один из супругов, то другой часто
отказывается от пищи и умирает, не будучи в состоянии перенести свою скорбь и
печаль. Такое же чувство свойственно обезьяне и в том случае, если она лишается
своих детенышей. Нo при обнаружении причины грозящего или же причиненного уже
горя, при появлении врага, собирающегося похитить супруга или детеныша,
мгновенно вспыхивает сложное чувство гнева и бешенства, направленных против
вызвавшего неудовольствие. В качестве одной из определенных форм этого гнева, мы
и должны рассматривать ревность. Аффект гнева и стремительные его враждебные
проявления представляют собою лишь противодействие в ответ на покушение свести
на нет аффекты удовольствия. Интенсивность аффекта гнева увеличивается,
разумеется, сообразно с возможностью проявления насильственных действий, слабым
же и мирным творениям свойственны преимущественно страх и печаль. Одновременно
мы можем видеть отраженное, ассоциативное возбуждение в хищном животном, а также
и человеке, своего рода сладострастного гнева при виде добычи, хотя бы лишенной
защиты.
Чувство симпатии в последующей стадии дает чувство долга или совесть. В
зависимости от чувства любви и симпатии у любящего, последний склонен к
определенным уступкам, преследующим интересы любимого существа. Мать в силу
этого кормит ребенка, ухаживает за ним, заботится о его постели, в то время как
отец приискивает пищу как для матери, так и для детей, защищая семью от
посягания врага. Необходимы, разумеется, затрата труда, энергии, борьба с
препятствиями в связи со всеми функциями, имеющими конечной целью не
удовлетворение собственных интересов, а предоставление известных удобств
любимому одному существу или нескольким. Здесь обнаруживаем мы, стало-быть,
единоборство между чувством симпатии, с одной стороны, и с другой с эгоизмом,
как нежеланием производить такие хлопотливые и неприятные действия. Столкновение
между этими противоположными сочетаниями чувств обусловливает возникновение
третьего сложного чувства, которое и будет чувством долга или совестью. При
преобладании чувства симпатии и исполнении всех обязанностей по отношению к
потомству и супругу, появляется доставляющее удовольствие чувство исполненного
долга. В противном же случае неизбежны угрызения совести или чувство
неудовольствия, благодаря неудовлетворению чувства симпатии. Последнее принимает
в головном мозгу форму недовольства самим собою, превращаясь в чувство
раскаяния. Не будь такого чувства у животных, им не свойственно было бы тогда и
исполнение обязанности. Кошка тогда, вместо защиты своих детей, скорее покинула
бы место опасности, или же пожирала бы сама добычу, вместо того, чтобы отдавать
ее детенышам, и т. д. Мы видим, стало - быть, вполне ясно выраженную наличность
элементов человеческого социального чувства у многих животных.
Мы переходим уже к следующей ступени, если не временно только существующая
семья обусловливает эти чувства симпатии, а брачное единение на всю жизнь, как
это наблюдается у большинства птиц и обезьян. Расширение этих чувств может иметь
место в смысле распространения семейного единения на приличное количество
индивидуумов, объединяющихся в интересах защиты, как ласточки и бобры, или же в
еще больших размерах, в виде тесно сгруппированных обществ социальных животных,
как пчелы и муравьи. Здесь чувства симпатии и долга находят применение по
отношению ко всем остальным членам общества, а ревность и гнев предназначены для
животных, не относящихся к данному обществу. Только сильные могут отрицать
отражение в нашей душе тех поразительных фактов, которые дает нам знакомство с
психологией или биологией животного мира. Сила чувства симпатии и долга в такой
же мере, как и супружеская любовь и верность, свойственны некоторым животным в
значительно большей степени, чем многим людям. Это наблюдается у иных обезьян и
попугаев. Что касается общественных насекомых, как муравьи и пчелы, при
созданной ими тончайше расчлененной и инстинктивно основательно организованной
общине, то индивидуальное чувство симпатии совершенно стушевывается у них перед
социальным чувством долга. Чувства любви у муравья или пчелы направлены, так
Hosted by uCoz