Navigation bar
  Print document Start Previous page
 57 of 268 
Next page End  

внимание. На этом и основана яркая окраска бабочек и птиц, пение, желание
показать свое искусство и силу. Притязания иногда сопровождаются звуками мольбы,
если нет основания расчитывать на легкий успех. Мы видим, что дикари-мужчины в
большей степени украшают себя и татуируют, чем их женщины (см. главу VI).
Шаблонные приемы ухаживания не будут занимать здесь места, ибо они играют более
видную роль во всех литературных произведениях всех оттенков, — мы считаем
лишним их касаться. Но при высшей культуре мужчина, в свою очередь, становится
объектом ухаживания со стороны женщины, которая в этом отношении успела уже
определить мужчину известными искусственными приемами. Необходимо считаться с
тем психологически важным фактом, что, в связи с утончающейся духовной
сложностью, человечество и в этом случае успело изобрести новые способы
пленения. Изящная молодая дамочка, конечно, не удовлетворится уже безыскусными и
угловатыми приемами ухаживания наивного молодого человека, так как атмосфера
салона перевоспитала ее, а соответственная беллетристика дала ее мыслям иное
направление. Пожилые повесы и дон-жуаны, ознакомившиеся на практике с
психологией современной женщины, ей значительно приятнее, благодаря своему опыту
и искусству.
Нормальное половое чувство мужчины находит себе отражение, в связи с
предыдущим, в инстинкте размножения. Мужчина, без всякого сомнения, старался бы,
быть может и бессознательно, иметь половые сношения с наибольшим количеством
женщин, производя на свет божий наибольшее количество детей, если бы это только
не сопряжено было для него с какими-либо препятствиями и последствиями.
Доступность удовлетворения этого инстинкта питает его мужское достоинство в
чрезвычайной степени, ибо оно дает ему возможность думать о широком размножении
его "я", о мощи и правах своих по отношению к женщинам и детям. Поэтому богатые
люди у народов, живущих в полигамии, стремятся иметь в своем распоряжении
возможно большее количество женщин.
Совершение полового акта, не преследующее никаких целей, как мы это видим
в проституции, питает лишь одно libido, в самом недостойном его проявлении,
причем не может быть места для удовлетворения всех высших проявлений полового
влечения. Мы знаем воздействие счастливого брака, которому основанием послужила
любовь, а не какие-либо практические соображения. Такой брак действует
перерождающе на молодого человека, извлекает его из когтей пессимизма и из
женоненавистника превращает в поклонника женщин. Это соображение часто вызывает
улыбку на устах так называемых "трезвых" или "отрезвившихся" людей, которые,
укоризненно покачивая головой, склонны приписать такое перерождение лишь
мгновенному опьяняющему влиянию любви. Это, правда, и может иметь место, но не в
том случае, если мы имеем дело с любовью, не лишенной благородства,
одухотворенной взаимным пониманием и почитанием. Время, наоборот, действует
укрепляюще на такую любовь, и медовый месяц серебряной свадьбы, по своему
внутреннему содержанию и сопровождающему его сознанию счастья, гораздо
интереснее, чем первый медовый месяц вслед за действительной свадьбой. Отсюда
следует, что возможным представляется оптимизм, как следствие полового общения в
браке, покоящийся на истинной любви и на естественном исполнении жизненной цели.
Сюда, в качестве составного элемента, неизбежно должна входить и совместная
трудовая деятельность обоих супругов, — о чем никогда не устану говорить. Эта
совместная деятельность может иметь место в одинаковых областях (два художника,
врач и женщина-врач, крестьянин и крестьянка); это очень красиво. Но области
могут быть и совершенно различны, так как каждый выбирает свою специальность по
своему усмотрению. И, во всяком случае, останется еще достаточно общих пунктов
соприкосновения. Но ни в каком виде рабское подчинение — с одной стороны, и
владычество — с другой.
Худшим проявлением, доставшимся нам наследственно от наших предков и
глубоко в нас укоренившимся, или, правильнее выражаясь, контрастной реакцией,
следует считать ревность. Известная немецкая пословица гласит, нисколько не
преувеличивая: "Eifersucht ist eine Leidenschaft, die mit Eifer sucht, was
Leidenschafft" (игра слов, непередаваемая на русском языке. Значение пословицы:
ревность — это страсть, которая ищет ревностно всего, что доставляет страдания).
Ревность представляет собою животное наследие, наследие варварства, — и это мне
желательно было бы поставить на вид всем тем героям, которые берут под свою
защиту ревность, прикрываясь щитом "поруганной чести" и возводя ее на пьедестал.
Пусть женщина имеет в десять раз больше шансов получить себе мужа неверного, чем
страдающего ревностью. Ревность с филогенетической точки зрения, основываясь на
борьбе за обладание женщиной, черпает свое происхождение в тех временах, когда
Hosted by uCoz