Navigation bar
  Print document Start Previous page
 62 of 268 
Next page End  

неблагородные чувства, подавление своих недостойных наклонностей и страстей,
внушение самому себе прекрасных качеств, — причем здесь является целью
укрепление предмета любви в благородных и добрых чувствах его, — все это
относится к области лицемерия доброкачественного. Такого рода лицемерие следует
рассматривать, как побочное следствие чувства альтруизма, при наличности
которого подмечаются те или иные недостатки, выражения антипатии и злобы, и
делается попытка помощью притворного выражения симпатии сделать обнаруженное
незаметным. Возможно в конце-концов исправление таким способом и собственных
недостатков, а также внушение себе соответствующих чувств. Преувеличение и
однородность, разумеется, могут здесь лишь повредить делу, обусловливая
бессмысленное самоослепление и возможность избаловать любимую особу.
Психические проявления полового чувства находятся под большим влиянием
индивидуальности влюбленного, — и это само собой понятно. "Любящий" эгоист
проявляет и наивно эгоистическую любовь. Он нисколько не жалеет красивых слов и
выражений, но для него вполне естественно представлять себя непосредственным
сосредоточением любви и забот, причем его собственные обязанности по отношению к
любимому существу он сводит до минимума. Сентенции и правила жизни не перестают
сходить с его уст, но он в такой же степени много требует, как мало дает, и,
всего хуже, совершенно не сознавая этого. Любовь альтруиста и вообще человека
доброго представляет яркую противоположность. Любовь различно проявляется у
натур спокойных или экспансивных, глупых и умных, интеллигентных и
неинтеллигентных. Значение воли в этом случае очень велико, ибо любовь находится
под влиянием как слабости и импульсивности, так и всякого другогр проявления
воли. Большое постоянство и большая последовательность женской любви и
объясняется, между причим, превосходством воли у женщин. Как было уже упомянуто,
едва ли можно допустить существование такой психической области, которая была бы
изолирована от влияния любви и которая, в свою очередь, не воздействовала бы
сама на любовь. Умственные занятия находятся в зависимости от любви, причем
счастливое ее проявление содействует этим занятиям, а несчастная любовь им
вредит. Можно пойти еще дальше и утверждать, что влияние личных любовных
переживаний сказывается и на умах ученых, так называемых, героев разума, которые
не перестают говорить о евоей объективности. Мнимо-чистые умозрения человека не
могут освободиться от незаметного вторжения в их область тех или иных чувств,
влияние которых больше, чем это принято думать. Это прежде всего относится к
людям чувствительным, представляющим собою обоюдоострые мечи в любви. Их
чувственные реакции и меняющиеся настроения, благодаря своей интенсивности,
толкают их от одной крайности к другой, причем на смену восторгу быстро является
смертельное уныние, в свою очередь уступающее место бешенству и гневу! Эти
порывы могут иметь место рядом со слабою волей и ограниченным умом, что является
особенно печальным; отсюда обыкновенно и источник безобразных сцен,
непостоянства в любви, а иногда и преступлений, обусловленных страстью. Если
сюда будет применена и ревность, то чаще имеет место в результате убийство
любимого человека и самоубийство. Здесь можно было бы предполагать влияние
эгоистического инстинкта, что иногда наблюдается, но этого нельзя говорить
применительно ко всем случаям. Основания мстительности или ревности не являются
необходимыми в случаях трагических развязок, если имеется налицо страстное
отчаяние. Импульсивные проявления, не поддаваясь никакому анализу, могут явиться
следствием обыкновенного бушевания страстей в таких головах. Вслед за такими
трагедиями убийства и самоубийства, если самоубийство почему-либо не удалось,
нередко виновник несчастья таким образом объясняет свой поступок: "Я был в таком
отчаянии и так волновался, что лишь смерть могла служить лучшим для нас обоих
исходом" и т. д.
Жеманство (pruderie) и чувство стыда. Мы видели уже (глава IV), что
чувство стыда следует приписать страху и робости перед всем, что непривычно и
ново. У детей это проявляется особенно сильно, причем все, чего они не видели у
своих сверстников, возбуждает у них чувство стыда. Мужское половое чувство стыда
таким же образом основывается на боязни и робости перед всем, для него
непривычным; это проявляется в отношений к женщине неуклюжестью, застенчивостью,
скрывающими довольно просвечивающий эротизм. Половые чувства усердно скрываются
людьми застенчивыми и стыдливыми перед другими мужчинами. Причина,
обусловливающая чувство стыда, является почти безразличной для психологии стыда,
причем стыдятся иногда не только весьма разнообразных, но и совершенно
противоположных вещей. Одному молодому человеку стыдно показаться эротичным, в
то время как другой стыдится обнаружить себя не в достаточной степени эротичным,
Hosted by uCoz