Navigation bar
  Print document Start Previous page
 88 of 268 
Next page End  

тело от постороннего взора; здесь можно, впрочем, видеть и следы инстинктивного
женского чувства эстетики.
Во время оргий, пиров и празднеств, которые устраиваются дикарями, они
иногда натягивают на себя предметы одежды, чаще закрывают передниками половые
части, что имеет целью, главным образом, возбуждение мужчин, И если мужчина-
дикарь признает еще некоторое слабое подобие одежды, то дикая женщина в
подавляющем большинстве случаев ходит совершенно нагою.
Но с течением времени все тело стали закрывать одеждой, и обнаженное тело,
наоборот, стало действовать возбуждающе. Обнажение приняло характер бесстыдства,
что мы и замечаем, например, у китаянок, никогда не обнажающих своих ног, у
магометанок, не открывающих лица, и друг. Есть дикари, которым стыдно показывать
даже кончики пальцев.
Обрезание у евреев (отрезание у мальчиков крайней плоти), а также у
полинезийцев, австралийцев и др., искусственное вытягивание срамных губ,
практикуемое готтентотками, малайками и дикарями Северной Америки, — во всем
этом Вестермарк видит способы для возбуждения противоположного пола, для
привлечения и раздражения его полового инстинкта. Со временем это вошло уже в
религиозный обычай, а практические евреи воспользовались применением обрезания в
интересах чисто гигиенических.
Таким образом, всякое уклонение от обычая служит причиной для возбуждения
стыдливости,— причем такое объяснение годится не только для специально полового,
а и для всякого другого стыда. Поступки товарищей, брата или сестры являются для
ребенка образцовыми, и ему стыдно делать иначе. Но для всякого стыда и всякой
стыдливости какого угодно происхождения имеются свои определенные объекты. Можно
было наблюдать искренний хохот дикарок, которым они встречали голых спутников
Ливингстона, когда последние отворачивались из чувства стыда. Непривычное
нарушение какого-либо укрепившегося обычая и обусловливает, таким образом,
чувство стыда. Поэтому непривычное, из ряда вон выходящее, поведение одного пола
(особенно женщин) и служит причиной возбуждения в другом полового вожделения.
7. Свобода выбора.
Женщины у дикарей часто лишены права распоряжаться собою пр своему
усмотрению, хотя это наблюдается не у всех. Не должно удивлять такое положение
вещей, если принять в соображение, что женщина является предметом купли-продажи.
Эскимосы уже при самом рождении девочки предназначают ее для какого-нибудь
мальчика, бушмены же и ашантии оказываются в этом случае еще предусмотрительнее
и обручают дитя еще в утробе матери на тот случаи, что может родиться девочка.
Воля матери и родственников с ее стороны в обручении девушки является решающей.
В некоторых случаях требуется уже и согласие женщины при решении вопроса о
браке, так как в противном случае брак может считаться недействительным. Это
наблюдается преимущественно у племен Америки, причем жена исчезает со своим
любовником, муж же теряет ее навсегда. У некоторых народов такое похищение мало-
по-малу вошло в узаконенный обычай. Когда я путешествовал по Болгарии в 1891
году, мой спутник-болгарин говорил мне, что у них крестьянин выплачивает отцу
невесты от 200 до 300 франков. Если же отец слишком запрашивает, то невеста
умыкается и лишается невинности, благодаря чему брак беспрепятственно уже
совершается, причем отцу ничего не достается. Есть народы, у которых женщине
предоставлено самой выбирать себе из ряда мужчин жениха, и желание ее
исполняется беспрекословно. Этот обычай имеет место у минагасского племени с о.
Целебеса. При этом жениху вменяется в обязанность внести сумму лишь в половинном
размере. Брак у туарегов и других носит те же следы.
Вестермарк резюмирует, основываясь на вышеизложенном, что женщины в
примитивном состоянии человечества располагали большей свободою выбора, чем
впоследствии, причем брак по покупке представлял собою более позднюю
промежуточную стадию. С осложнением жизни и приобретением женским трудом большей
ценности, стала производиться продажа отцами своих дочерей. В настоящее время
происходит аналогичная продажа дикарями своих жен белым для проституции. Но в то
отдаленное время, когда не было еще никакого намека на культуру, когда не было
ни денег, ни труда в том значении, какое мы теперь ему придаем, когда каждый
индивидуум содержал себя лишь одной борьбой — отец не имел основания, ни даже
возможности отдавать свою лочь в невольницы за вознаграждение, как аналогично не
сделает этого, например, в настоящее время оранг-утанг или горилла. Похищение
или такого рода брак, когда женщины против их собственной воли становились
женами, как захваченные в плен на войне, ничего общего не имеет с умыканием, или
Hosted by uCoz