Navigation bar
  Print document Start Previous page
 91 of 268 
Next page End  

не возвращаются, снова к какой-нибудь из своих первоначальных рас. Но метисы или
ладино, являющиеся помесью индийцев с белыми в Центральной и Южной Америке,
отличаются, очевидно, жизнеспособностью, хотя качественный уровень их невысок.
10. Запрещение брака между родственниками.
Отвращение к половому общению между близкими родственниками, за редкими
изъятиями, свойственно почти всем народам и носит название "кровосмешения".
Половая связь между матерью и сыном является в этом случае особенно
отвратительной. Но половая связь между родителями и детьми, а также между
братьями и сестрами имеет место у племени каниагмутов, тиннегов и чиненов. Брак
между братьями и сестрами наблюдается и у других народов, но всюду большей
частью порицается. Ведды находят вполне естественным брак между старшим братом и
младшей сестрой, но не признают, наоборот, брака между младшим братом и старшей
сестрой, а также между племянником и тетей. Это, впрочем, объясняется тем, что
брак между молодым мужчиной и старой женщиной, с их точки зрения, ненормален.
Браки между братьями и сестрами, не единоутробными, имели место у персов,
египтям, сирийцев, афинян и древних евреев, но браки между дядями и племянницами
(реже между тетками и племянниками) в одних случаях разрешались, а в других
возбранялись. Исключая Испанию и Россию, во всей Европе разрешаются браки между
двоюродными. Встречаются дикари, у которых браки между родственниками не
разрешаются до третьей степени. Иногда воспрещаются браки между членами одного
племени (клана), в родстве между собою и вовсе не состоящими. Такой порядок
носит название экзогамного брака и наблюдается у австралийцев, допускающих браки
только между отдаленными кланами. Мы об этом еще будем говорить. Констатируем,
таким образом, что преобладающий контингент диких племен еще шире, чем мы
смотрим на кровосмешение. Чем объяснить это?
Этот вопрос послужил причиною многочисленных споров, причем раньше
утверждали, что брак между родственниками нарушает божий завет, противен
врожденной стыдливости, вносит путаницу в представление о родстве и т. д. В
настоящее время стараются найти в этом вред для потомства. Но из народоведения
мы убеждаемся в совершенной необоснованности этих мнений.
Мак-Леннан, с другой стороны, доказал, что многим народам, вместо
экзогамии, свойственна, наоборот, эндогамия, в силу которой запрещается брак с
представителями чужих племен.
Спенсер вместе с Мак-Леннаном изыскивали всевозможные способы для
объяснения этого обстоятельства. Но Вестермарк, я думаю, и здесь попал в самую
точку, ссылаясь на следующие факты.
Мы видели уже, что все необычное возбуждает, а обычное притупляет у
мужчины половое стремление. В этом смысле отталкивающе действует между мужчиной
и женщиной не близкое их родство, а совместная жизнь в продолжение целого ряда
лет. Можно на этом же основании наблюдать отсутствие полового стремления между
приемными братьями и сестрой, а иногда между близкими друзьями детства. Но, с
другой стороны, братья и сестры, а также и другие близкие родственники, жившие
по каким-либо причинам далеко и изолированно один от другого, при встрече могут
сильно влюбиться друг в друга. Нельзя поэтому говорить о врожденной антипатии к
половому общению между родственниками потому только, что они находятся в
родстве, а следует искать простое объяснение в том, что такие мужчины и женщины
с ранних лет живут под одной кровлей, особенно же кровные родственники. Отсюда
мы можем вывести объяснение и для экзогамии, считаясь с тем, что члены одного и
того же клана всегда соприкасаются между собою. Мы, на самом деле, замечаем
наиболее суровые законы, направленные против кровосмешения, у тех родов, которые
отличаются малочисленностью, не превосходящей 30 — 50 человек. При большей же
обособленности этих семей, такого рода запретов не наблюдается. Что касается
эндогамии, то у маоров, например, признающих эндогамию, имеются свои соображения
имущественного свойства, в силу которых брак между родственниками является
желательным, причем деревни их находятся далеко друг от друга.
Эндогамия и родственные браки, стало-быть, будут иметь место там, где
отсутствует родовой быт и нет знакомства между родственниками или, по крайней
мере, имеется весьма малое общение. В зависимости от совместной жизни таких
родственных элементов, возникло запрещение брака не только между родственниками,
но и между членами рода. В этом же следует видеть причину запрещения брака и
между свояками, приемными братьями и сестрами и т. д. Эндогамии не наблюдается у
народов, общественная жизнь которых вылилась в мелкие и тесные общины.
Нужно видеть натуральную причину кровосмешения между живущими вместе
Hosted by uCoz