Navigation bar
  Print document Start Previous page
 19 of 840 
Next page End  

бить, и особенно током, не полагается, получает невыполнимые задания одно за другим.
Каждый раз, когда он не может с ними справиться, он выслушивает упрек в
недостаточной старательности или удивление по поводу как бы неожиданно выявленной
бестолковости и бездарности - такие упреки являются лучшим удобрением в почве, на
которой вырастает выученная беспомощность. 
Выученная беспомощность считается успешно приобретенной, если через некоторое время
животное и человек примиряются со своей судьбой, пассивно ей покоряются и не
пытаются искать выхода не только из этой, действительно безнадежной ситуации, но
также и из любой другой. Когда выученная беспомощность беспомощность сформирована,
животное неспособно найти безопасный уголок в камере, который без труда находит
другое животное, не прошедшее обучения. Человек же оказывается не в состоянии
справиться с задачами, которые в других условиях решил бы играючи. 
Выученная беспомощность проявляет свое коварство в том, что она обладает тенденцией к
экспансии и распространяется в определенных условиях на те виды деятельности, которые
не затрагивались в процессе самого "обучения". Так, человек, который сталкивается с
непреодолимыми, искусственно созданными трудностями на службе и в то же время не
решается ее покинуть, может через некоторое время обнаружить, что ему не удаются
интимные отношения, он не в состоянии решать бытовые проблемы. Никто не может
подсчитать, сколько импотентов обязаны своей импотенцией не жене, а начальнику,
точно так же, как невозможно учесть, сколько потенциальных карьер рухнуло вследствие
хронических личных неудач. 
Один из лучших авторов по теме "выученная беспомощность", профессор Пенсильванского
Университета Мартин Селигман полагает, что выученная беспомощность, нарушение
связи между поведением и его результатом - причина депрессии. Исследования же на
животных показывают, что стойкая выученная беспомощность снижает
сопротивляемость организма к различным вредным факторам, способствует развитию
разнообразных заболеваний, включая онкологические, и приводит к гибели. 
Согласно концепции Селигмана, выученная беспомощность развивается в случае, если
человек полагает, что неудачи будут преследовать его не только в этой конкретной
ситуации, но и в любой другой, с которой он столкнется, не только сегодня, но и в
будущем. А важнейшим условием такой установки на глобальность и стабильность неудач
является уверенность человека, что во всех своих неудачах повинен он сам (его
бездарность, глупость, безволие, неумение справиться с трудностями), тогда как успех,
если он вдруг приходит, обусловлен случайным удачным стечением обстоятельств или
чьей-то помощью. 
Напротив, выученная беспомощность ослабевает перед уверенностью, что неудачи
случайны и связаны с неблагоприятным стечением конкретных обстоятельств, только
здесь и сегодня, а успех определяется собственными качествами человека, его
способностью самостоятельно решать трудные задачи. Таким образом, достаточно высокая
и устойчивая самооценка, самоуважение к себе как личности - важнейший фактор
противодействия выученной беспомощности. 
Если человек на протяжении длительного времени не сталкивается с проблемами,
требующими от него серьезных интеллектуальных усилий и изобретательности, если он в
100% случаев и без всякого напряжения решает свои задачи - обученная беспомощность
Hosted by uCoz