Navigation bar
  Print document Start Previous page
 282 of 840 
Next page End  

генетически. Вызывающее антиобщественное поведение подростков (и не только их),
немотивированная жестокость, травля "омег" (объективно - не самых плохих детей),
являются проявлением их иерархической борьбы. Низкоранговый ребенок занимает в
уличной иерархии отнюдь не лучшее место, а стало быть, никакого рационального смысла
участвовать в ней для него нет. Низкопримативный ребенок так и сделает - он будет от
этой иерархии дистанцироваться. Высокопримативный так сделать не может - инстинкт
властно требует соучастия в этой иерархии, как бы плохо ему в ней не было. Был
великолепный фильм Р. Быкова - "Чучело", где первобытные отношения показаны чуть ли
не с научной точностью. Жаль, концовка фильма неправдоподобна - на практике такого
раскаяния иерархической верхушки не могло быть. 
У взрослых иерархичность хорошо видна в условиях, когда гражданские права так или
иначе ограничены. Это, например, тюрьмы, вооруженные силы с их дедовщиной,
компании лиц с низкой культурой (особенно криминальные), прежде всего оценивающие
каждого человека с позиций его ранга, и крайне нетерпимые даже к намекам на
неуважение. 
Характерным для высокоранговых (особенно - эгоцентриков) является также
неспособность ощутить свою вину. Именно неспособность, и именно ощутить. Образно
говоря, в их мозгах нет тех извилин, в которых рождается ощущение своей вины. Под
давлением логических доказательств он может на словах согласиться с обвинениями (если
не удастся отмолчаться), но ощущения вины он не испытает. Ярким пример - Сталин. Не
упуская возможности совершить ошибку, он был искренне убежден, что в ней виноваты
"враги", и эта его убежденность гипнотически передавалась почти всей стране. 
Часто уважительное к себе отношение человек с высокой примативностью подсознательно
воспринимает как признак более низкого ранга, и начинает этим человеком помыкать,
переходя к унизительному подчинению при встрече с более высокоранговым. Для таких
людей получается, что середины нет - либо я помыкаю, либо мной. 
Это та почва, на которой растет неприязнь низкокультурных людей к "интеллигентикам".
Демонстрируя своей культурой вроде как невысокий ранг, такой человек не соглашается с
предлагаемой ему ролью "омеги"! А это сбивает инстинкты с толку, и вызывает желание
поставить "омегу" на место. Однако, не существует однозначной зависимости уровня
цивилизованности и культуры от полученного образования и выполняемой работы,
только вероятностная корреляция. Человек, вовсе необразованный, может иметь весьма
высокую культуру, базирующуюся на низкой примативности. Здесь еще раз уместно
повторить, что низкий ранг вовсе не равнозначен высокой культуре - высокая культура
воспринимается как низкий ранг, обратное необязательно. 
Наверное, каждый из нас хоть однажды наблюдал такую картину: в общественный
транспорт входит контролер и пытается проверить билет у безбилетника с более высоким
первобытным статусом. И ничего не может с ним поделать, и более того, выглядит просто
жалко, несмотря на свое служебное положение. Этот безбилетник излучает настолько
глубокую и наглую уверенность в своей победе, что какая-то непонятная и даже
мистическая сила заставляет контролера отступить. На рассудочном уровне контролер
полагает за лучшее не связываться с таким... Для высокорангового приемлем конфликт
такой напряженности, какая у низкорангового вызывает крайний дискомфорт. 
Hosted by uCoz