Navigation bar
  Print document Start Previous page
 102 of 181 
Next page End  

102
Самым благоприятным объектом психологического воздействия через ТВ является
гражданское население. Современный человек настолько привык получать инфор мацию из
телевизора, что не сможет обойтись без этого и в военное время. Изъять у населения
телеприемники на период войны (особенно с учетом малогабаритных транзисторных
телевизоров), вряд ли возможно в большинстве государств. Кроме того, военно-политическому
руководству противника самому необходимо телевидение как мощное и эффективное средство
воздействия на собственный народ.
Несмотря на то, что любой телевизионный канал, в любой стране, в любое время предельно
идеологизирован и запрограммирован, люди в подавляющем своем большинстве воспринимают
телепередачи как индивидуальное средство информации. Им кажется, что ТВ по самой своей
природе позволяет свободно оценивать получаемую информацию и делать независимые выводы.
Разумеется, подобное мнение является колоссальным заблуждением.
В угрожающий период и во время войны много места в телевещании занимают передачи на
третьи страны. Конфликтующие государства, обращаясь к их руководству и населению, стремятся
тем самым создать благоприятные международные условия для успешного достижения своих
военных и политических целей. Например, приобрести новых союзников.
Специалисты психологической войны в мирное время используют в своих интересах
существующие государственные и коммерческие ТВ-станции. Во время войны вещание на
население прифронтовой полосы и на войска противника могут осуществлять передвижные
военные телецентры. Для телевещания на население оккупированных районов обычно
используют местные телецентры.
Глава 7. Методы воздействия в практике психологической
войны.
Базовыми методами воздействия, которые применяют специалисты психологической войны,
являются убеждение и внушение.
1. Специфика применения убеждения.
Убеждение
— это метод воздействия на сознание людей, обращенный к их собственному
критическому восприятию.
Используя метод убеждения, психологи исходят из того, что оно ориентировано на
интеллектуально-познавательную сферу человеческой психики.
Его суть в том, чтобы с помощью логических аргументов сначала добиться от человека
внутреннего согласия с определенными умозаключениями, а затем на этой основе сформировать
и закрепить новые установки (или трансформировать старые), соответствующие поставленной
цели.
Убеждая, необходимо следовать определенным правилам:
логика убеждения должна быть доступной интеллекту объекта воздействия;
убеждать надо доказательно, опираясь на факты, известные объекту;
помимо конкретных фактов и примеров (без них нельзя убедить тех, кому недостает
широты кругозора, развитого абстрактного мышления), информация должна содержать
и обобщенные положения (идеи, принципы);
убеждающая информация должна выглядеть максимально правдоподобной;
сообщаемые факты и общие положения должны быть такими, чтобы вызывать
эмоциональную реакцию объекта воздействия.
Критерием результативности убеждающего воздействия является убежденность. Это глубокая
уверенность в истинности усвоенных идей, представлений, понятий, образов. Она позволяет
принимать однозначные решения и осуществлять их без колебаний, занимать твердую позицию в
оценках тех или иных фактов и явлений. Благодаря убежденности формируются установки людей,
определяющие их поведение в конкретных ситуациях.
Важная характеристика убежденности — ее глубина. Она прямо связана с предыдущим
воспитанием людей, их информированностью, жизненным опытом, способностью анализировать
явления окружающей действительности.
Глубокая уверенность характеризуется большой устойчивостью. Как показывает практика
психологической войны, для того, чтобы ее поколебать, недостаточно одних только логических
Hosted by uCoz