Navigation bar
  Print document Start Previous page
 107 of 181 
Next page End  

107
аргументы"), перед любой другой, не связанной с решением этой задачи. В большинстве случаев
наиболее действенным считают расположение "сильных аргументов" в середине текста
сообщения (так называемая "пирамидальная модель" воздействия).
Эффективность же текстов с "сильными аргументами", расположенными в начале и в конце
сообщения, зависит от установок объекта психологического воздействия. Если он проявляет
значительный интерес к теме сообщения (т.е.
у него имеются по этому вопросу положительные установки), то более эффективен текст, в
котором "сильные аргументы" содержатся в конце сообщения (так называемая "кульминационная
модель" воздействия). Если же объект относится к теме сообщения безразлично, то лучше
разместить "сильные аргументы" в начале текста ("антикульминационная модель"), чтобы сразу
привлечь необходимое внимание.
В-третьих, воздействие убеждающего сообщения на противника во многом зависит от того,
какие призывы (лозунги) в нем подобраны и как они подаются.
Специалисты психологической войны различают и широко используют:
1.
Прямые призывы. Они предполагают убеждение, основанное на предъявлении
сильных прямых аргументов. Объекту воздействия в этом случае открыто предлагают
то, что ему следует сделать: "Прекратите сопротивление!", "Сдавайтесь в плен!",
"Используйте пропуск!", "Переходите на нашу сторону!" и т.п. Прямой призыв может
касаться уклонения от боевых действий. В этом случае солдат противника призывают
"не строить из себя героев", "не высовываться из окопов и переждать бой в укрытии",
симулировать болезнь, выводить боевую технику из строя, требовать от командиров
оказания медицинской помощи и т.д.
Содержащееся в прямом призыве требование высказывается ясно, недвусмысленно, резко и
поэтому понятно абсолютно всем. Вместе с тем прямые призывы дают положительные результаты
лишь тогда, когда военнослужащие противника по своему морально-психологическому состоянию
созрели для выполнения требований, в них содержащихся.
2.
Косвенные призывы. Представляют собой убеждение путем намеков и обещаний. В
условиях войны косвенные призывы — это обычно сообщение противнику подходящих
возможностей сохранения жизни, в котором однако отсутствует прямой совет
немедленно приступать к их реализации.
Например, если листовка убедительно доказывает, что плен обеспечивает большую
безопасность, чем продолжение сражения, то от призыва "Сдавайтесь в плен!" отказываются, ибо
он и так вытекает из содержания листовки.
Косвенные призывы наиболее эффективны при использовании их в замаскированных
материалах. Например, удачно поданное ложное сообщение "военной полиции противника" о
проблемах в ее деятельности в связи с резким увеличением количества дезертиров и трудностью
их задержания в крупных городах может больше способствовать самовольному оставлению части
военнослужащими, чем прямой призыв к подобным действиям.
3.
Призывы на основе конкретных примеров. Обычно они представляют собой
популяризацию (пропаганду) конкретных действий военнослужащих противника,
которые уже последовали призывам. В этом случае сам призыв скрыт показом тех
преимуществ, которые полу чили лица, совершившие те или иные действия. Особенно
сильное воздействие на солдат противника оказывает обращение через
звуковещательные станции бывших сослуживцев, их рассказ о способах сдачи в плен.
Причем сам рассказ не обязательно должен сопровождаться призывом следовать
примеру сдавшегося в плен.
Разновидностью призыва на основе примера является обратный отпуск военнопленных, —
наилучший способ агитации в пользу плена.
4.
Неопределенные призывы. Они побуждают объект самостоятельно прийти к выводам,
логически вытекающим из предъявленной ему аргументации, хотя в тексте сообщения
отсутствуют конкретные предложения.
Если, например, морально-психологическое состояние военнослужащих противника достаточно
устойчивое, а боевой дух высок, то любой призыв к ним только подорвет их доверие к пропаганде
противника. Вместо этого надо предложить им задуматься о смысле происходящего, о своей роли
в текущих событиях. Важно, чтобы в результате такого психологического воздействия у них
возникло желание обсудить сложившуюся обстановку с товарищами, появилось стремление не
жертвовать собой понапрасну, найти способ остаться живым.
Hosted by uCoz