Navigation bar
  Print document Start Previous page
 111 of 181 
Next page End  

111
Поэтому специалисты психологической войны должны целенаправленно применять
специальные приемы и способы обеспечения доказательности и убедительности,
совершенствовать навыки их использования. В частности, необходимо заранее составлять
перспективную модель предстоящей ситуации информирования с целью убеждения, в которую
обязательно закладывают возможные варианты его восприятия войсками и населением
противника.
Информирование с целью убеждения предполагает, помимо прочего, "подталкивание"
противника к более "широкому" взгляду на его ближайшие и дальнейшие перспективы. Надо,
чтобы он в конечном итоге выбрал такой путь, который был бы выгоден лично ему и в то же время
соответствовал целям осуществляемой психологической операции. Сообщаемая информация
будет в этом случае, с одной стороны, показывать противнику альтернативные действия, а с
другой — ориентировать его на те из них, которые являются более предпочтительными для обеих
сторон. Этот тезис наглядно иллюстрируют примеры периода войны в Персидском заливе.
Например, органы психологической войны предлагали иракцам хорошие условия жизни, питания,
медицинского обслуживания в плену в обмен на прекращение сопротивления, противопоставляли
их альтернативе гибели на поле боя.
Пытаясь убедить в чем-то противника, невозможно достичь положительного результата, если в
обращении к нему сквозит явное неуважение. Так, во Вьетнаме американцы использовали
листовку, нацеливавшую бойцов Вьетконга (НФОЮВ) на сдачу в плен. Она содержала следующий
текст:
"Если Вы не сдадитесь немедленно, мы уничтожим вас всех до одного, Нам, в общем-то все
равно, сдадитесь Вы или нет.
Так или иначе мы готовы удовлетворить Ваше желание смерти, убив вас".
Обычной реакцией вьетнамцев на подобные презрительные обращения было возрастание их
воли к сопротивлению. Кроме того, опросы бывших военнопленных, проводившиеся в 60-ые и 70-
ые годы, свидетельствуют, что акцентирование внимания в содержании убеждающего сообщения
на таких аргументах, как нехватка продовольствия или медикаментов обычно не дает особых
результатов, так как эти трудности естественны в боевых условиях.
Один высокопоставленный офицер из числа бывших пленных полагал, что сентиментальные
обращения (т.е. рассчитанные на пробуждение тоски по дому, по семье, по любимым людям)
бесполезны, что убеждающие сообщения должны носить фактический и конкретный характер. В то
же время многие бывалые солдаты считают, что именно сентиментальные, ностальгические стихи
и рисунки наиболее эффективны в качестве убеждающих сообщений.
Осуществление убеждающего воздействия в боевой обстановке.
Осуществление убеждающего воздействия в боевой обстановке отличается значительной сте
пенью сложности. Главные усилия специалистов психологической войны обычно направлены на
то, чтобы доставить информационно-пропагандистские материалы адресатам и привлечь их
внимание.
Достичь этого вдвойне непросто, поскольку в боевых условиях напряженность самой ситуации,
плюс повышенный контроль со стороны командного состава значительно ограничивают свободу
действий военнослужащих противника. Кроме того, его руководство прилагает максимум усилий,
чтобы не допустить влияния пропаганды с противоположной стороны, осуществляя
контрпропаганду, устраивая технические и другие помехи.
Именно поэтому содержание материалов должно быть настолько интересным, важным и
полезным, чтобы листовки все равно поднимали, а радиопередачи так или иначе слушали,
несмотря на запреты и даже персональные угрозы. Практика показывает, что ключевой момент
здесь — привлечение внимания противника. Для этого надо использовать массу приемов:
разнообразить средства и способы аргументации в листовках, давать запоминающиеся названия
темам радиопередач, печатать броские заголовки и красочные фотографии, оформлять пестрые
обложки и т.д. Так, во время войны во Вьетнаме американцы многие свои пропагандистские
материалы печатали на больших и красочных настенных календарях, чем достигали
максимального привлечения внимания значительной аудитории.
Следующий шаг в организации убеждающего воздействия — заставить объект прочитать
(прослушать) преподносимое ему сообщение. Анализируя эффективность психологических
операций во время войны в Персидском заливе, эксперты обнаружили, что охотнее всего иракские
солдаты поднимали листовку-пропуск для сдачи в плен. То, что эта бумажка могла спасти им
жизнь, было основным, чем они руководствовались, принимая решение хранить ее при себе.
Hosted by uCoz