Navigation bar
  Print document Start Previous page
 112 of 181 
Next page End  

112
Рис. 28.
Немаловажный этап в организации убеждающего воздействия — заставить военнослужащих и
население противника воспринять содержание убеждающего воздействия. Важно правильно
предугадать, как объект воспримет преподносимую ему информацию. Здесь нередко допускается
одна очень серьезная ошибка: объект наделяют теми же чертами и особенностями, которые
присущи специалистам, составлявшим информационно-пропагандистский материал.
Между тем, он обязан подстраиваться под особенности мышления и мировоззрения объекта,
оценивать содержание убеждающего информирования как бы с позиции тех, на кого оно
направлено.
Так, американцы в конце Второй мировой войны выпустили листовку для японских солдат,
призванную вызвать у них тоску по дому, по семье, и тем самым подтолкнуть их к сдаче в плен.
Однако рисунки на ней были выполнены в чисто американском духе. Они не могли оказать
ожидаемого воздействия на японцев, воспитанных в духе самопожертвования во имя Родины и
Императора (рис. 28).
2. Своеобразие использования внушения в практике психологической
войны.
Внушение — это метод психологического воздействия на сознание личности или группы людей,
основанный на некритическом (и часто неосознанном) восприятии информации.
При внушении сначала происходит восприятие информации, содержащей готовые выводи, а
затем на ее основе формируются мотивы и установки определенного поведения. В процессе
внушения интеллектуальная (аналитико-синтезирующая) активность сознания либо отсутствует,
либо она значительно ослаблена, а восприятие информации, настроений, чувств, шаблонов
поведения базируется на механизмах заражения и подражания.
Основные характеристики внушения
Специалисты психологической войны исходят из того, что внушению должны быть присущи
следующие характеристики:
1.
Целенаправленность и плановость. Внушающее воздействие осуществляется на
основе конкретных целей и задач, соответствующим планам психологических
операций и тем условиям, в которых они проводятся.
2.
Конкретность объекта внушения. Внушающее воздействие эффективно в
отношении строго определенных групп населения и военнослужащих противника,
при обязательном учете их важнейших социально-психологических, национальных
и других особенностей.
3.
Некритическое восприятие информации объектом внушения.
Внушающее воздействие предполагает очень низкий уровень критичности и сознательности
объекта. В отличие от убеждения, внушение основывается не на логике и разуме человека, а на
его способности воспринимать слова другого лица как должное, как инструкцию к действию.
Hosted by uCoz