Navigation bar
  Print document Start Previous page
 118 of 181 
Next page End  

118
воздействие уменьшается, поскольку происходит усиление критичности и общей
умственной активности объекта.
Эффективная реализация всех компонентов внушающего воздействия зависит от правильного
применения его конкретных способов и приемов.
Способы и приемы вкушающего воздействия
Внушение в целом можно представить как психологическое воздействие, основным
содержанием которого является использование способов и приемов специфического и
неспецифического внушения.
Особенности специфического внушения. Специфическое внушение осуществляется
посредством распространения конкретных идей, представлений, образов и другой информации с
целью замещения существующей установки и провоцирования определенной поведенческой
реакции объекта воздействия.
При специфическом внушении используют только вербальные (речевые) средства влияния и
оно обычно является составной частью убеждения, значительно усиливающем его
эффективность.
Различают следующие основные способы специфического внушения:
1.
"Приклеивание ярлыков". Используется для того, чтобы опорочить какую-то идею,
личность или явление посредством оскорбительных эпитетов или метафор,
вызывающих негативное отношение. Опыт психологической войны свидетельствует о
достаточно широком использовании этого способа.
Чаще всего его применяют в отношении политических деятелей, представителей высшего
командования и других общеизвестных лиц. Однако "работает" он только в том случае, если война
уже принесла значительные страдания населению и войскам противника, а их моральное
состояние является низким.
2.
"Сияющее обобщение". Заключается в обозначении конкретной идеи или личности
обобщающим родовым именем, имеющим положительную эмоциональную окраску.
Цель — побудить объект воздействия принять и одобрить преподносимое понятие или
суждение. Этот способ позволяет скрывать отрицательные последствия усвоения
содержания внушения и тем самым не провоцировать негативные ассоциации. Прием
широко используется в практике психологической войны, он фактически является
аналогом обмана.
3.
"Перенос" (трансфер). Суть его вызвать через преподносимый образ (понятие,
лозунг, идею) ассоциацию с чем-либо или кем-либо, имеющим в глазах объекта
бесспорный престиж (ценность), чтобы сделать содержание воздействия приемлемым.
Например, специалисты психологической войны любят использовать национально и
традиционно значимые для противника образы, вызывающие в сознании населения и
военнослужащих положительное отношение.
Так, всегда активно эксплуатировались образы Жанны д'Арк (для французов), Карла
Клаузевица (для немцев), Авраама Линкольна (для американцев), Конфуция (для китайцев),
религиозных авторитетов.
Часто используется также негативный "перенос" путем пробуждения ассоциаций с
отрицательными (для объекта) образами, понятиями, идеями.
4.
"Свидетельство". Заключается в цитировании высказываний личности, которую
уважает или, наоборот, ненавидит объект воздействия.
Высказывание, как правило, содержит положительную оценку преподносимой идеи (понятия,
суждения) и ставит своей целью побуждение объекта воздействия к принятию навязываемого ему
положительного или отрицательного мнения по этому поводу. Обычно используется как элемент
манипулирования сознанием противника.
5.
"Игра в простонародность". Основана на побуждении объекта внушения к
отождествлению субъекта и преподносимых им идей (понятий, суждений) с
позитивными ценностями вследствие "народности" этих идей либо вследствие
принадлежности источника информации к так называемым "простым людям". Именно
поэтому свои пропагандистские материалы органы психологической войны часто
преподносят от имени рядовых граждан или военнослужащих противника.
6.
"Перетасовка фактов". Заключается в тенденциозном подборе только положительных
или только отрицательных реальных фактов для доказательства справедливости
позитивной либо негативной оценки какой-то идеи (суждения, понятия, явления).
Объекту воздействия специалисты психологической войны преподносят в определенной
Hosted by uCoz