Navigation bar
  Print document Start Previous page
 120 of 181 
Next page End  

120
гарнизона сбежал из крепости, войска вскоре последовали за ним. В ту ночь не было сделано ни
одного выстрела.
Примером аппеляции к чувству страха может служить листовка, распространявшаяся
американцами во время войны в Персидском заливе. Она была обращена к иракским солдатам,
недавно подвергшимся интенсивной воздушной бомбардировке, и строилась на факте реальной и
осознанной опасности (повторение бомбардировки). Вот ее текст на лицевой стороне:
"Вчера мы представили вам доказательство силы и превосходства многонациональных сил.
Второй раз мы даем вам возможность сохранить жизнь".
Текст на оборотной стороне:
"Два дня мы предупреждали вас о намерении бомбить 10-ю пехотную дивизию. Мы сдержали
свое обещание и бомбили ее вчера. Мы повторим эту бомбардировку завтра.
Итак, у вас есть выбор: или встреча лицом к лицу со смертью, или принятие приглашения
объединенных вооруженных сил и сохранение своих жизней".
Используя устрашение необходимо учитывать, что реальная обстановка оказывает большое
влияние на его эффективность.
Устрашение целесообразно для воздействия на противника:
понесшего большие потери;
находящегося в окружении;
перешедшего к обороне;
отступающего;
испытывающего нехватку продовольствия, боеприпасов и других средств;
уступающего в численности;
подвергшегося поражению высокоточным оружием или оружием массового поражения;
терпящего поражения в боевых действиях.
Например, в ходе операции "Буря в пустыне" от имени командования многонациональных сил
распространялась следующая листовка, рассчитанная на окруженные иракские части. Текст
листовки:
"ВЫ ОТРЕЗАНЫ !
Саддам Хусейн повернулся к вам спиной. Он бросил Вас умирать. Не будет ни пополнения, ни
подкрепления.
Бросай свое оружие и присоединяйся к своим арабским братьям в интересах мира!"
Правильный выбор времени устрашения тоже имеет большое значение.
Устрашение целесообразно использовать непосредственно после огневой подготовки, когда
степень психической напряженности и интенсивность реакции страха у военнослужащих
противника максимальна. Например, в ходе боев за Фолклендские острова английские войска
применяли так называемый метод "двухступенчатого давления на моральный дух противника",
который подразумевал предварительный мощный артобстрел переднего края аргентинских войск,
а затем оказание психологического воздействия. Во время операций в Панаме и на Гренаде
войска США использовали аналогичный метод "ограниченного применения боевой силы", когда
призывы сдаваться в плен повторялись после атак вертолетов огневой поддержки или обстрела
тяжелых орудий (152 мм) танков "Шеридан".
Выбор оптимальной формы психологического воздействия — еще один фактор эффективного
использования устрашения. В зависимости от особенностей конкретной ситуации надо
использовать устную пропаганду, радиосредства (например, вхождение в боевые сети
противника), печатные средства и т.д.
Например, в 1942-43 гг. органы советской спецпропаганды распространяли печатные
материалы, рассчитанные на формирование у фашистских солдат страха перед действиями
партизан.
Вполне возможно и стратегическое устрашение, рассчитанное на военно-политическое
руководство противника. При этом важно, чтобы демонстрируемая угроза была максимально
реальна. Весьма показательной в этом плане является операция спецслужб США,
способствовавшая заключению Дейтонских соглашений (октябрь 1995 г.), остановивших войну в
Боснии. В январе 1995 г. США послали в Хорватию группу военных советников с целью оказания
помощи в формировании национальной армии. При этом Пентагон воспользовался услугами
частной компании MPRI (Military Professional Resourse Inc.), которая наняла 100 гражданских
служащих, около 2 тысяч генералов и старших офицеров в отставке. Руководителями этого
Hosted by uCoz