Navigation bar
  Print document Start Previous page
 124 of 181 
Next page End  

124
Рис. 31. "Скажи, мама, почему папа умер?" (Немецкая листовка в виде почтовой открытки. март
1940 г.)
Рис. 32. "Вчерашнее счастье"
Еще один пример — японская листовка начала 1945 г., эксплуатирующая сразу две темы:
сексуальной неудовлетворенности американских солдат и их тоски по дому, по прежней мирной
жизни (рис. 32).
Японцы удачно использовали картинку из американского журнала.
Специалисты психологической войны выработали ряд рекомендаций по использованию
эмоционального подавления:
1.
Необходимо правильно выбирать объект внушения. Наиболее эффективным
является эмоциональное подавление противника, находящегося в окружении или
отступающего, испытывающего различного рода трудности, морально-психологический
потенциал которого низок.
Так, во время боев на Ленинградском фронте в 1941-44 гг. более низким морально-
психологическим потенциалом обладали войска союзников вермахта: финские части, "норвежский
легион", голландский легион СС "Нидерланды". А боевые качества 250-й испанской "голубой
дивизии" были настолько низкими, что немцы презрительно называли ее солдат и офицеров "drei
Sch" (три "Г"). Соответственно, основное внимание советская специальная пропаганда направляла
на эти слабые звенья в немецкой группировке.
2.
Необходимо учитывать условия воздействия. Наиболее подвержены
эмоциональному подавлению деморализованные военнослужащие, у которых чувства
страха и безысходности обострены до предела.
3.
Необходимо правильно выбирать время воздействия. В отличие от устрашения,
эмоциональное подавление целесообразно использовать не только непосредственно
перед боем, но и в период между боевыми действиями.
Так, в 1982 г. в ходе операции вооруженных сил Израиля "Мир для Галилеи" эмоциональное
подавление местного населения в Ливане осуществлялось с помощью рева двигателей
реактивных истребителей, непрерывно курсировавших над городами и преодолевавших звуковой
барьер на предельно малых высотах.
Hosted by uCoz