Navigation bar
  Print document Start Previous page
 129 of 181 
Next page End  

129
распространение ложной информации о местах дислокации и характере действий своих
войск, их профессиональной выучке, морально-психологическом состоянии;
распространение ложной информации о деморализации воинских частей противника;
распространение ложных приказов, ложных распоряжений, команд и т.д.
В этом случае инструментами дезинформирования являются преимущественно радио и печать.
Например, в ходе арабо-израильской войны 1973 г. в период выдвижения египетской 4-й
танковой дивизии для нанесения контрудара израильтяне вошли в ее радиосети и передали
ложный приказ на отход за Суэцкий канал. Приказ был принят как истинный, дивизия повернула
назад и контрудар не состоялся. Еще ранее с курсировавшего в нейтральных водах Средиземного
моря транспорта типа "Либерти" израильские специалисты передавали закодированные ложные
приказы на арабском языке. Например, в районе Эль-Ариш египетские войска пытались создать
оборону, но получив "приказ" с борта этого судна, без сопротивления оставили свои позиции.
Нередко в целях сокрытия истинной дислокации своих войск, для имитации переброски их на
другие направле ния применяют звуковещательные средства подразделений психологических
операций. Звуковая имитация передвижения колонн гусеничной и колесной техники является
особенно эффективной в случае отсутствия у противника авиационных и других оперативных
средств разведки. Это еще раз подтвердилось во время войны в Чечне в 1995 г. Применяя
имитационные шумы, удавалось дезориентировать формирования чеченских боевиков о реальном
направлении предстоящей атаки.
Кроме того, услышав "шум приближающейся техники", местные жители покидали зоны боевых
действий, что значительно снижало количество жертв среди них.
Наиболее наглядно технологии дезинформирования на государственном и армейском уровнях
можно увидеть на примере действий многонациональных сил (МНС) в зоне Персидского залива
против иракских войск.
Целями дезинформирования являлись: сокрытие сроков стратегической перегруппировки
войск; масштабов и целей их оперативного развертывания; введение противника в заблуждение
относительно даты начала военных действий, их характера и главных направлений; обеспечение
внезапности первого и последующих ударов МНС.
Организацией дезинформации занимались пропагандистский аппарат государственного
департамента США (т.е. министерства иностранных дел) и служба психологических операций
министерства обороны. Они проводили мероприятия на всех уровнях с использованием
различных каналов передачи ложной информации. Использовав доминирующее положение
американских информационных агентств, поставляющих миру до 70% международной
информации, военно-политическое руководство США сумело навязать мировой общественности
свою точку зрения на ход событий. При этом, помимо СМИ, в качестве своих рупоров американцы
широко использовали контролируемые ими международные политические, общественные,
культурные и религиозные организации.
В процессе развертывания группировки войск в зоне конфликта (операция "Щит в пустыне")
мероприятия по дезинформированию осуществлялись по специальному плану комитета
начальников штабов вооруженных сил США. Так, после начала операции американское
командование стало распространять заведомо ложные сведения о характере подготовки своих
войск к боевым действиям против Ирака. По каналам радио, Печати и телевидения
распространялась дезинформация, касающаяся не только планов ведения боевых действий, но и
относительно численности иракской группировки. Она была сознательно завышена, по некоторым
данным, в 1,5-2 раза.
Мощным средством дезинформации противника относительно истинных направлений
наступления 7-го армейского и 18-го воздушно-десантного корпусов служила печатная пропаганда.
Миллионы экземпляров листовок с изображением эмблем этих корпусов были сброшены вдоль
иракских позиций на побережье оккупированного Кувейта в том месте, где командование США
хотело создать видимость наступления.
Наиболее важные дезинформационные мероприятия были осуществлены во второй половине
августа 1990 г. — в период интенсивного наращивания группировки американских войск в
Саудовской Аравии. В это время по всем информационным каналам передавались завышенные
цифры переброшенной в регион новой силы и техники, что позволило предотвратить нападение
Ирака на группировку американских войск, которая, по словам генерала Н. Шварцкопфа, в тот
момент была чрезвычайно уязвима.
Для того, чтобы ввести противника в заблуждение относительно истинных сроков начала
операции против Ирака, была создана специальная группа журналистов, прошедших проверку на
лояльность и давших подписку о неразглашении доверительной информации. Одновременно
Hosted by uCoz