Navigation bar
  Print document Start Previous page
 134 of 181 
Next page End  

134
Наступление в день праздника Тэт вскрыло грубейшие просчеты американских разведчиков,
которые в январе 1968 г., т.е. всего за месяц до наступления партизан, представили правительству
США доклад с выводами о невозможности проведения Вьетконгом широкомасштабного
наступления в ближайшее время. Они пере оценили потери противника и недооценили ключевую
роль, сыгранную знаменитой "тропой Хо Ши Мина". Пентагон был убежден, что этот путь
снабжения южновьетнамских партизан практически уничтожен массированными бомбардировками
американской авиации. Однако в последующем оказалось, что американские бомбардировки не
только не вызвали серьезных разрушений троп в горах и джунглях, бамбуковых мостов,
примитивных убежищ, а наоборот расчистили много участков местности, тем самым значительно
облегчив строительство новых путей снабжения.
В дальнейшем вьетнамские операции по манипулированию сознанием американцев
осуществлялись даже на территории США. Пропаганда велась в основном посредством
телевидения и была рассчитана прежде всего на студенчество. Она подорвала моральный дух
американской нации и настроила большинство населения против дальнейшего участия войск США
в войне на индокитайском полуострове.
Ярким примером успешного манипулирования массовым сознанием является программа СОИ
(стратегической оборонной инициативы) президента США Р. Рейгана.
В 1993 г. газета "Нью-Йорк Таймс" рассказала о том, как американской администрации ценой
больших усилий в 1984 г. удалось запустить "утку", предназначенную для обмана СССР по поводу
противоракетной эффективности СОИ. Специалисты Пентагона сфальсифицировали результаты
научных испытаний и подтасовали различные данные для того, чтобы заставить СССР поверить в
серьезность нависшей над ним угрозы.
Всего один факт в данной связи. После трех безуспешных попыток поразить баллистическую
ракету ракетой-перехватчиком ее, а также ракету-цель, снабдили электронными системами
взаимного наведения, благодаря которым промахнуться стало практически невозможно. Ракета-
цель постоянно передавала сигналы, которые принимал приемник антиракеты, что позволило
осуществлять точное наведение ракеты на цель.
Операция была проведена настолько безукоризненно, что ввела в заблуждение не только
Кремль, вынужденный начать собственную сверхдорогую программу, но и американский конгресс.
Дезориентированные относительно истинных возможностей проекта, конгрессмены проголосовали
за выделение на его реализацию значительных финансовых средств.
Кстати говоря, именно непосильные расходы на советский "ответ" СОИ, огромная
безвозвратная помощь "дружественным режимам" и напрасная трата гигантских сумм в
Афганистане (более 70 миллиардов долларов за 10 лет войны), в сочетании со специально
организованным снижением мировых цен на нефть и газ (главный источник доходов СССР)
привели к экономическому краху великого государства, которым был когда-то Советский Союз. Так
что результаты манипулирования сознанием могут быть самыми ошеломляющими!
Проблеме обучения технологии дезинформирования и манипулирования специалистов
психологической войны сегодня уделяют пристальное внимание во многих странах. Например, по
сообщениям французской печати, на проходивших в мае 1997 г. крупных учениях вооруженных сил
Франции "Одакс-97" в полном объеме отрабатывались вопросы информационного
противоборства. "Для нас участие в учениях "Одакс-97" было весьма полезным и поучительным,
заявил начальник школы военных пресс-атташе. — Они дали возможность нашим слушателям
работать со СМИ в обстановке, приближенной к реальной, совершенствуя свои
профессиональные навыки".
3. Распространение слухов и мифов.
Еще одним способом воздействия, широко используемым в практике психологической войны,
является распространение слухов и мифов.
Слухи
— этоспецифический вид информации, появляющейся спонтанно в силу
информационного вакуума среди определенных слоев населения, либо специально кем-то
распространяемой для воздействия на общественное сознание.
Специалисты обычно классифицируют слухи по трем параметрам: экспрессивному (в
соответствии с эмоциональными состояниями, выраженными в содержании слуха и
особенностями эмоциональных реакций на него), информационному (в соответствии со степенью
достоверности сюжета слуха) и по степени влияния на психику людей.
По экспрессивной характеристике выделяют:
1.
Слухи-желания. Распространяемая в них информация имеет целью вызвать
разочарование по поводу несбывшихся ожиданий и деморализовать объект
Hosted by uCoz