Navigation bar
  Print document Start Previous page
 140 of 181 
Next page End  

140
Наряду с листовками, с сентября 1918 года англичане приступили к изданию замаскированных
окопных газет. Рядом с заголовком в этих газетах нередко помещался портрет кайзера, а также
проставлялась цена — 10 пфеннигов (рис. 35). Эти газеты представляли собой великолепный
материал для чтения немецким солдатам, которые, чтобы хоть как-то скоротать время, читали
абсолютно все, что попадалось им под руку. Газеты выходили еженедельно, тиражом от 250 до
500 тысяч экземпляров каждая.
* * *
По мнению британских специалистов, первым условием эффективности пропаганды на
противника явилось то, что она считалась делом государственной важности. Министерство
информации было частью государственного аппарата и находилось в теснейшей связи с премьер-
министром, министерством иностранных дел, военными ведомствами.
Во-вторых, в Англии понимали, что успех пропаганды в большой степени зависит от ее
массовости. Поэтому англичане не жалели денег на пропаганду, считая, что все издержки окупятся
сторицей.
В-третьих, министерству информации удалось так организовать пропаганду, что для
пропагандируемых оставалась скрытой ее основная цель — привлечение их на свою сторону.
Ведь лучшая пропаганда та, при которой объект воздействия не чувствует и не понимает, что его
обрабатывают.
Рис. 35. "Военный листок для немецких окопов" (Английская газета, июнь 1916 г.) Разрозненные
сначала пропагандистские органы стран Антанты к концу войны начали координировать свои
планы, наращивая усилия на трех главных направлениях:
1)
пропаганде безнадежности военно-политического положения Германии и Австро-
Венгрии;
2)
убеждении граждан этих стран в несокрушимой мощи держав Антанты;
3)
убеждении военнослужащих противника сдаваться в плен.
В августе 1918 г. в Лондоне состоялась общесоюзническая конференция по пропаганде. Она
явилась первым в истории международным форумом по теории и практике пропаганды в военных
целях. Конференция обобщила итоги деятельности пропагандистских органов, осмыслила
накопленный опыт и выработала рекомендации для осуществления согласованной пропаганды на
Германию и Австро-Венгрию. К концу войны пропаганда стран Антанты подчинялась единому
Hosted by uCoz