Navigation bar
  Print document Start Previous page
 142 of 181 
Next page End  

142
В процессе пропагандистской работы среди белогвардейцев и интервентов большевики
старались учитывать классовую психологию противника.
Основная масса населения России времен гражданской войны (более 80%) проживала в
деревне. Учитывая этот факт, большевики апеллировали прежде всего к интересам крестьянства.
Главной чертой крестьянской психологии была вековая мечта о земле. Вот почему вопрос о
собственности на землю стал главным в пропаганде. Пообещав в 1919 году отдать крестьянам
землю без всяких условий, большевики смогли, во-первых, набрать в свои войска более 1
миллиона добровольцев (причем почти все они имели опыт мировой войны), а во-вторых,
получили мощнейший аргумент для привлечения на свою сторону насильно мобилизованных
солдат белых армий. Как известно, землю крестьянам большевики в самом деле отдали. Другое
дело, что они их обманули и всего через 12 лет превратили крестьян в рабов, лишенных и
собственной земли, и каких бы то ни было прав.
Большую пропагандистскую работу большевики вели среди военнопленных. Об ее
эффективности свидетельствует тот факт, что уже к сентябрю 1918 г. в Красной Армии сражалось
более 130 тысяч иностранных военнопленных.
Ведущую роль в психологическом воздействии на противника играли печатные средства.
Широко использовались такие формы, как устная пропаганда, наглядная агитация и обратный
отпуск военнопленных.
Основными видами печатной продукции для войск и гражданского населения противника были
листовки, газеты и брошюры. Их издавали как в центре — в Москве и Петрограде, так и на местах.
Только политические органы РККА в 1919-20 гг. издавали 80 наименований специальных газет и
журналов для солдат противника. Тиражи агитационно-пропагандистской литературы по тем
временам были значительными. Листовки и брошю ры издавали сотнями названий, тиражами в
десятки и сотни тысяч экземпляров. Так, в решающие месяцы борьбы с войсками генерала Н.Н.
Юденича (ноябрь-декабрь 1919 г.) 8-я армия распространила одних листовок 4 миллиона
экземпляров.
Для повышения эффективности печатной пропаганды большевики старались использовать
наиболее доходчивые материалы, такие, например, как листовки-ответы, листовки-письма,
листовки-призывы. Они учитывали тот факт, что основная масса населения России значительно
отставала по своему культурно-политическому уровню от населения западноевропейских стран.
Соответственно особенностям аудитории упор делался на упрощенное изложение
агитационного материала через политические карикатуры, лубочные картинки, лозунги, короткие
стихи сатирического характера с рисунками и т.п.
Распространение агитационных материалов на территории противника осуществляли
специальные лазутчики и разведывательные отряды, авиация, их доставляли воздушные шары,
плоты или лодки по течению рек. Их расклеивали на строениях, разбрасывали на улицах и
дорогах, оставляли в помещениях при отступлении. Учитывая важность печатной пропаганды,
Совет народных комиссаров России в 1918 г. принял постановление, в котором агитационная
литература была объявлена срочным грузом.
Устную пропаганду тоже вели как на оккупированной территории, так и непосредственно на
фронте. В оккупированных районах основным видом устной пропаганды были индивидуальные
беседы. В действующей армии устную пропаганду через линию фронта осуществляли главным
образом в ночное время.
Большевистские агитаторы, владевшие соответствующим иностранным языком, выдвигались
поближе к вражеским позициям и громким голосом обращались к солдатам противника. Иногда во
время таких выступлений завязывались беседы между агитаторами и солдатами противника. На
некоторых участках фронта пропагандисты использовали рупоры.
Действенной формой большевистской пропаганды была наглядная агитация. С.
Добровольский, бывший офицер армии белогвардейского генерала Миллера отмечал в своих
мемуарах, что большевики выпускали отличные плакаты, иллюстрируя свои лозунги
великолепными рисунками: увствовалось, что мы еще не оценили всего влияния могучего
средства борьбы за психологию народных масс, что мы не умеем опуститься до уровня
понимания последних.
Противник лучше нас знал и понимал с кем имеет дело и бил нас в этой области на каждом
шагу".
Радиопропаганда в годы Гражданской войны и иностранной интервенции еще не получила
широкого применения, особенно в войсках. Тем не менее, известны отдельные случаи
использования радио в качестве средства пропаганды войсками Южного фронта, а также
красными флотилиями на Волге, Каме и в Азовском море. Красные радисты общались с
Hosted by uCoz