Navigation bar
  Print document Start Previous page
 157 of 181 
Next page End  

157
пачках было изобретено именно в Корее. Пачки, снабженные небольшим количеством взрывчатки,
разрывались в воздухе, и листовки рассеивались на значительной площади. Для прицельного
разбрасывания листовок американцы применяли артиллерийские агитационные снаряды к 105-мм
гаубице.
Радиопропаганда на корейско-китайские войска и на гражданское население Кореи велась с
конца июня 1950 г. через армейские мобильные передатчики и через граж данские станции. Для
этой цели были задействованы 19 радиостанций, работавших на средних и коротких волнах в
Сеуле, Тэгу, Пусане, Токио. Ежедневные программы радиовещания занимали более двух часов и
включали, как правило, передачи последних известий и обзоры военного положения,
подготовленные Управлением психологической войны.
Устная пропаганда велась с помощью громкоговоряших установок, смонтированных на
различных боевых машинах, в том числе на танках.
Использовались также громкоговорящие установки, действовавшие с борта легких самолетов.
Главная стратегическая задача Управления психологической войны заключалась в том, чтобы
представить действия американских вооруженных сил как законную оборону союзной страны под
эгидой ООН от коммунистической агрессии (что, в общем, соответствовало действительности, не
считая того факта, что и на Севере и на Юге Кореи правили марионетки — соответственно, Ким
Ир Сен и Ли Сын Ман).
Информационно-пропагандистские материалы готовились по рецептам, разработанным
американскими пропагандистами в годы Второй мировой войны.
Так, в подготовленном по приказу командующего 8-й американской армией генерала Риджуэя
обращении к командующему противостоящей китайской армии вначале воздавалось должное
храбрости китайских солдат, а затем уже гиперболизировались перенесенные ими страдания. Тем
самым делалась попытка вбить клин между союзниками — китайцами и корейцами. Тираж
обращения был упакован в небольшие контейнеры и сброшен с воздуха в расположении войск
противника. Предполагалось, что контейнеры возбудят любопытство солдат, они их откроют и
таким образом текст станет известным в китайских войсках.
Значительное количество пропагандистских материалов было посвящено вопросам
добровольной сдачи в плен. В листовках-пропусках зачастую предлагалось солидное денежное
вознаграждение, а иногда даже делались обещания предоставить американское гражданство. С
аналогичными предложениями американцы обращались и к пилотам советских истребителей МИГ-
15. Американцы явно не понимали, что у советских летчиков дома оставались в качестве
заложников их жены, дети, родители.
Политические органы Корейской Народной армии и Народно-освободительной армии Китая
(НОАК), при поддержке аппарата специальной пропаганды Вооруженных Сил СССР, в свою
очередь, осуществляли психологическое воздействие на американские и южнокорейские войска.
Их агитационно-пропагандистские материалы пытались решить следующие задачи:
представить войну в Корее как агрессию американского империализма;
дискредитировать военно-политическое руководство США и Южной Кореи;
восхвалять боевую мощь и военные успехи корейско-китайских войск;
разоблачать расовую дискриминацию в армии США.
Значительная часть материалов коммунистов тоже была посвящена пропаганде плена.
Следует отметить, что авторы большинства листовок пошли по правильному пути: они не
приукрашивали и не идеализировали пребывание в плену. Приводимые в листовках аргументы
были призваны рассеять страх солдата перед неизвестностью плена, подвести его к мысли о
целесообразности перехода на сторону противника во имя конечной цели — вернуться домой
живым. Примечательным было то, что многие листовки, в отличие от периода Великой
Отечественной войны, прямых призывов к сдаче в плен не содержали.
Было также издано немало информационных листовок, в которых текст повторял
композиционные и стилистические особенности газетной информации в соответствии с
американскими стандартами, а сами сообщения подтверждалась ссылками на названия газет и
даты их выпуска.
Часть листовок имела сентиментальный характер. Они были призваны возбуждать тоску по
дому, беспокойство за собственную жизнь. Среди них выделялась серия рождественских
листовок-поздравлений для военнопленных, выполненных в стиле традиционных американских
открыток, с написанным на обороте пожеланием счастья в новом году.
Hosted by uCoz