Navigation bar
  Print document Start Previous page
 165 of 181 
Next page End  

165
территории США в страны Западной Европы. Аналогично использовались мощные передатчики
радиостанций "Голос Америки" и "Немецкая волна".
Операция в Панаме.
Подразделения психологических операций США принимали активное участие в операции
"Правое дело" в Панаме в декабре 1989 — январе 1990 гг.
Опыт их применения в панамском конфликте внес определенные коррективы в тактику и
методику действий. В тот период органы психологической войны главным в своей работе считали
осуществление мероприятий по дезинформации противника и применение "беспокоящих
действий", выводящих противника из состояния психологического равновесия. Именно на решение
таких вопросов ориентировались специалисты перед началом боевых действий в Панаме. Чисто
пропагандистскому аспекту своей деятельности они отводили второстепенную роль.
Однако, столкнувшись с упорным сопротивлением сил национальной гвардии Панамы (общей
численностью 15 тысяч человек), они срочно изменили тактику. Панамцы поначалу были
настроены очень решительно: "лучше умереть, чем сдаться". Пришлось прибегнуть к усиленному
пропагандистскому воздействию. Подразделения органов психологической войны распространяли
печатную пропагандистскую продукцию (брошюры, букеты, плакаты), разбрасывали листовки-
пропуска для сдачи в плен и открытки с призывами сдавать оружие, новогодние поздравления,
фотографии разыскиваемых соратников панамского президента генерала М. Норьеги и т.п.
В Панаме специалисты по психологической войне, по работе с гражданским населением и по
связям с общественностью тесно взаимодействовали. Все они решали одну и ту же задачу,
которую можно сформулировать следующим образом: это борьба за общественное мнение, без
привлечения которого на свою сторону победа в вооруженном столкновении, подпадающем под
понятие "конфликт низкой интенсивности", невозможна. Как сказано в "Полевом уставе армии
США FM 33-5. Психологические операции" (принят в июле 1987 г.) "успех в конфликтах низкой
интенсивности не может определяться чисто военным понятием выигранного сражения.
Военную победу надо считать лишь важным аргументом для достижения общего успеха".
Другими словами, даже в случае применения военной силы, успешная военная операция лишь
расчищает место для возведения "здания окончательной победы". Фундаментом этого здания
должно стать общественное одобрение происшедших перемен, стенами — четко
функционирующее правительство, отлаженная государственная система, свободные средства
массовой информации и общественный порядок, крышей — демократический уклад жизни,
способный защитить общество от узурпации власти. Таким образом, психологическим операциям
в конфликтах низкой интенсивности отводится главная роль.
В полном соответствии с уставом, органы по связям с общественностью основное внимание
уделяли поддержанию самых тесных контактов с печатью и телевидением, т.е. главными
источниками информации для населения США и Панамы. Уже с февраля 1988 г. (т.е. за 22 месяца
до вторжения) они начали регулярно сообщать в американских СМИ о фактах дискриминации
американ ских военнослужащих и их семей, находящихся в зоне Панамского канала, со стороны
местных властей, солдат и полицейских, об атмосфере страха, неуверенности и террора, в
которой приходится жить американцам. Президент Панамы генерал Мануэль Норьега предстал в
неприглядном виде жестокого диктатора и одновременно — крупного торговца наркотиками, к тому
же психопата, "зацикленного" на сексе и колдовстве.
В Панаме впервые была испытана новая система взаимодействия аппарата по связям с
общественностью с военными и гражданскими СМ И. Для этого заранее был создан специально
подобранный и проинструктированный контингент журналистов и фоторепортеров, которых к
началу боевых действий перебросили на соответствующие объекты в Панаму. Командование
таким образом стремилось закрыть (или хотя бы существенно ограничить) доступ "нежелательных
журналистов" в зону боевых действий. Служба по связям с общественностью несколько раз в сутки
устраивала для них брифинги и встречи с высокопоставленными военными. Там журналисты
оперативно получали свежие новости о ходе боевых действий и политической ситуации в Панаме.
Сообщая эти сведения с нужными акцентами в своих материалах, они заставляли каждого
американца чувствовать себя очевидцем происходившего, переживать за жизнь
соотечественников и в то же время формировали общую картину происходящего, полностью
соответствующую официальной точке зрения руководства США.
Таким образом, военно-политическое руководство США учло уроки вьетнамской войны,
проигранной вследствие утраты контроля над общественным мнением. В Панаме оно обеспечило
постоянно действующий информационный мост между Пентагоном и общественностью в первую
очередь через гражданские СМИ.
Hosted by uCoz