Navigation bar
  Print document Start Previous page
 168 of 181 
Next page End  

168
скупка оружия у населения. С помощью средств устного вещания гаитянам сообщали расценки на
оружие и места его приема.
В целом, операция на Гаити прошла весьма успешно:
хунта без боя вернула власть свергнутому ею же президенту Аристиду;
члены хунты покинули страну;
подавляющая часть населения поддержала интервенцию;
американцы не потеряли ни одного человека;
рейтинг президента Клинтона значительно вырос.
Глава 13. Психологические операции на Ближнем и Среднем
Востоке.
Вооруженные конфликты с большой силой разгорались в 70-90-е годы на Ближнем и Среднем
Востоке. В них участвовали многие государства, осуществлялись разнообразные психологические
операции.
Война в Афганистане.
К моменту вторжения советских войск в Афганистан (декабрь 1979 г.) органы специальной
пропаганды вооруженных сил СССР оперировали в основном устаревшими представлениями
времен Великой Отечественной войны.
Соответственно, их главные усилия в этой стране первоначально были сосредоточены на
идеологическом обеспечении боевых действий советских войск, направленных на разгром
вооруж¸нной оппозиции.
Несмотря на то, что преобладающая часть населения Афганистана неграмотна или
полуграмотна, одной из основных форм психологического воздействия на него со стороны
советской армии являлась печатная пропаганда. Ее вели традиционным пут¸м издания листовок,
брошюр, календарей. Однако в силу уважительного отношения афганцев к печатному слову, такая
пропаганда оказалась достаточно эффективной. В ходе боевых действий советские
военнослужащие находили листовки в домах афганских крестьян, у задержанных мятежников, в
лагерях и базовых районах вооруж¸нной оппозиции. Известны факты, когда руководство
афганской оппозиции пыталось ограничить доступ рядовых моджахедов и членов их семей к
листовкам.
Например, в декабре 1983 г. в уезде Пагман недалеко от Кабула моджахеды скупали листовки у
местного населения по цене 10-15 афгани за штуку.
Вместе с тем отсутствие полиграфической базы в тактическом звене советских войск,
непосредственно принимавших участие в боевых действиях, привело к тому, что 84% листовок
печатали типографии политуправления Туркестанского военного округа и Кабула. В результате
листовки оперативного характера по своему содержанию постоянно отставали от развития
ситуации.
Кроме того, в первую половину афганской войны они выглядели малопривлекательно,
поскольку были одноцветными. Только с 1985 г. информационно-пропагандистские материалы
стали многокрасочными.
Наиболее эффективным способом распространения печатной продукции был авиационный
сброс. Наряду с авиацией, печатную продукцию распространяли афганские агитационные отряды
в ходе идеологических рейдов и специальных мероприятий. Использовалась для этих целей также
артиллерия. Начиная с 1982 г. для распространения листовок применяли и ручные агитационные
ракеты.
Приоритетной формой психологического воздействия в Афганистане являлось звуковещание.
Его осуществляли как на членов вооруж¸нной оппозиции, так и на гражданское население страны,
находившееся под контролем оппозиции. Звуковещательные средства особенно широко
использовали при проведении митингов, для повторения в записях некоторых передач
"Московского радио", "Радио Кабула", "Радио Душанбе", "Радио Ташкента", радиостанции "Афган
гак" (Голос афганца). В условиях мусульманской страны, где слабый пол лишен возможности
участвовать в общественно-политической жизни, устное вещание через мощные
звуковещательные станции в кишлаках, в жилых кварталах городов позволяло охватывать и
женскую часть населения, которая волей-неволей становилась слушателем передаваемых
Hosted by uCoz