Navigation bar
  Print document Start Previous page
 24 of 181 
Next page End  

24
начальным моментом мыслительного процесса, то есть такая ситуация, для которой нет готового
решения. Мыслить человек начинает тогда, когда у него появляется потребность что-то понять.
Мышление обычно начинается с проблемы или вопроса, с удивле ния или недоумения, с
осознания какого-либо противоречия, несоответствия, несуразности.
Мышление является такой формой ориентировки, к которой индивид прибегает, когда другие ее
формы недостаточны. Мыслительной ориентировке соответствуют вопросы типа "что это такое?",
"откуда это взялось?" и т.п.
Первые ориентировочные шаги проясняют исходную ситуации, связи между тем, что известно в
ситуации, и тем, что требуется установить. В процессе ориентировки осуществляется отбор
средств и форм, пригодных для дальнейшей мыслительной работы. Информация сортируется с
помощью эмоций на основе внешних впечатлений, выражаемых в формах понятий, образов,
знаковых систем, символов. При этом абстрактное мышление сопровождается большими
психическими энергетическими затратами, чем образное.
И понятие, и образ дают обобщенные знания о действительности, обозначаемые словами. В
реальном процессе мышления одновременно присутствуют как понятийная, так и образная логика,
причем это не две самостоятельные логики, а единая логика мыслительного процесса.
Использование понятий, логических конструкций характерно для словесно-логического
мышления. Этот вид мыслительной деятельности функционирует на базе лингвистических
средств. Фактически он применяется человеком в сферах его индивидуальной компетентности. В
остальных случаях преобладает наглядно-образное мышление (воображение) на основе образов
и простейших языковых средств, позволяющих наиболее полно воссоздать все многообразие
различных фактических характеристик предмета познания.
В свою очередь, словесно-логическое мышление в значительной мере обусловлено
структурами языка. Лингвистические навыки и нормы подсознательно определяют образы мира,
присущие носителям того или иного языка, этнической общности. В частности, существует
традиционное сознание этноса. Оно представляет собой отражение в массовом сознании
конкретной нации наиболее общих представлений об окружающем их мире и социальной
действительности, своей роли во взаимоотношениях с другими народами.
Различия между образами мира в традиционном сознании разных этносов тем больше, чем
дальше отстоят их языки друг от друга, поскольку грамматический строй языка навязывает способ
членения и описания явлений окружающей действительности, умозаключений и суждений о них.
Этот научно установленный факт обязательно надо учитывать при организации и осуществлении
целенаправленного психологического воздействия.
Существуют закономерности осмысления и усвоения содержания психологического
воздействия.
Так, быстрее осмысливается и усваивается:
тот материал, который чаще встречается;
тот, что связан с повседневной практической деятельностью;
тот, что эмоционально прочувствован;
тот, что соответствует национальному образу мышления.
Например, англичане и американцы лучше осмысливают логически просто построенные
рассуждения, французы предпочитают оригинальные идеи, эмоционально окрашенные
сообщения. Китайцы любят образные выражения, немцы — систематизированные сведения,
преподнесенные в традиционном духе.
Важно, чтобы психологическое воздействие вызвало у противника стремление анализировать
события, происходящие на фронте и в тылу; сопоставлять информацию, полученную извне, со
сведениями, полученными от своего командования и национальных средств массовой
информации, чтобы оно побуждало его делать выводы, нужные субъекту психологической войны.
По этой причине построение психологического воздействия и особенно пропагандистского
сообщения должно соответствовать схеме: вопрос, гипотетический ответ, аргументы,
утверждение. В то же время это построение должно учитывать конкретную специфику объекта, в
частности, его социально-психологические и национально-психологические особенности.
Организуя психологическое воздействие необходимо учитывать закономерности
формирования и проявления установки:
1)
Для того, чтобы у человека сформировалась установка поведения определенного типа,
ему необходима потребность в нем. Кроме того, он должен попасть в соответствующую
ситуацию.
Hosted by uCoz