Navigation bar
  Print document Start Previous page
 37 of 181 
Next page End  

37
Классической по современным меркам стала кампания стратегического дезинформирования,
осуществленная США на этапе подготовки к началу войны против Ирака. В таких масштабах
стратегическое дезинформирование было применено впервые после 1945 года. Оно проводилось
совместно специальными службами военных ведомств США и союзных стран с целью введения в
заблуждение не только народа и вооруженных сил Ирака, но и мировой общественности. При этом
особая роль отводилась средствам массовой информации, чья работа строилась на основе
специальных инструкций Пентагона для корреспондентского корпуса. Реализация последних
фактически превратила конфликт в Персидском заливе, по выражению французской
прокоммунистической газеты "Юманите", "в самый закрытый в нынешнем столетии". Именно успех
данной кампании позволил многонациональным силам достичь максимальной внезапности в
начале боевых действий.
2. Специфика психологических операций в ходе боевых действий.
Психологические операции в ходе боевых действий преследуют следующие главные цели:
подрыв морально-психологического состояния личного состава вооруженных сил
противника;
ослабление наступательного порыва;
ослабление их способности к упорной обороне;
деморализация отходящих частей противника, склонение личного состава окруженных
(отсеченных) подразделений к сдаче в плен.
Основными содержательными компонентами этих операций являются:
1.
Формирование у военнослужащих противника крайне негативной установки по
отношению к войне.
2.
Дискредитация политического руководства и военного командования противника.
3.
Разжигание противоречий между различными социальными, этническими и другими
группами личного состава вооруженных сил противника, а также между ним и его
союзниками.
4.
Подрыв боевого духа противника в ходе оборонительных и наступательных
операций.
5.
Побуждение противника к дезертирству и сдаче в плен.
Формирование у противника негативной установки по отношению к войне
Как свидетельствует опыт психологической войны, попытки подрыва боевого духа, морально-
политического состояния военнослужащих противника обречены на провал в двух случаях:
при неблагоприятном для нас ходе боевых действий;
при высокой степени психологической и идеологической готовности к войне страны-
противника.
Данными причинами причинами объясняется крайне низкая эффективность пропаганды
Красной Армии на польские войска в 1918-21 гг., на финские в ходе "зимней войны" 1939-40 гг., на
немецкие в первые два года Великой Отечественной войны. Во всех этих случаях
информационное воздействие сталкивалось и с неприятием враждебной пропаганды, и с
сильными националистическими настроениями.
Если же уровень морально-политического состояния противника недостаточно высок, а боевые
действия складываются неудачно для него, то психологическое воздействие имеет все шансы
оказаться результативным. Так было, например, в период англо-аргентинского конфликта за
Фолклендские острова. Военнослужащие Аргентины имели низкий боевой дух, их подразделения в
целом значительно уступали английским войскам по качеству вооружения, боевой подготовке,
техническому оснащению.
Психологические операции английских войск сводились к демонстрации их превосходства и
уверенности в победе; доказательству бессмысленности дальнейшего сопротивления
аргентинских войск; пропаганде правомерности капитуляции и сдачи в плен. Для подрыва
морального духа аргентинцев производились многочисленные "беспокоящие" вылазки коммандос
и морских пехотинцев. Удачно в пропагандистском плане был использован факт потопления
аргентинского крейсера "Генерал Бельграно", вместе с которым погибла большая часть экипажа.
Эффективной была и психологическая операция США во время вторжения на остров Гренада
(1983 г.), поскольку морально-психологическое состояние ее военнослужащих являлось низким,
значительная часть населения поддерживала США, а сторонники свергнутого в 1979 г. президента
Э. Гейри даже участвовали в обысках домов, в арестах и допросах пленных и местных жителей.
Hosted by uCoz