Navigation bar
  Print document Start Previous page
 43 of 181 
Next page End  

43
По свидетельству английского журнала "Foreign view", была разработана сложная технология
воздействия, состоявшая в составлении и распространении единого по своей направленности
блока слухов. В него входила информация как явно порочащая объект дискредитации, так и якобы
"прославляющая", "защищающая" и "соболезнующая". Что она из себя представляла в действии,
можно видеть на примере психологической операции по дискредитации полевого командира
Мирзо Рахима, которая включала в себя распространение:
1)
"Порочащих" слухов. Конкретными фактами доказывалось, что Мирзо Рахим никудышный
командир, и потому в его отряде большие людские потери. Это обвинение соответствовало
действительности.
2)
"Прославляющих" слухов. Утверждалось, что он "умело" вывел отряд из окружения, потеряв
всего-навсего 70 (!) человек. Оставшиеся в живых 20 членов отряда должны благодарить
Аллаха за то, что у них такой умелый командир.
3)
"Защищающих" слухов. Сообщалось, что высшее руководство моджахедов собирается
привлечь Мирзо Рахима к ответу за плохое руководство отрядом, в результате чего
понесены большие потери. При этом утверждалось, что он все же уважаемый мусульманами
человек, просто сильно испугался советских войск.
4)
"Соболезнующих" слухов. Сообщалось, что отряд Мирзо Рахима, понесший большие потери
(70 человек), вынужден хоронить своих воинов с нарушением законов ислама. Мирзо Рахим
вынужден так поступать потому, что он боится кровной мести от родственников погибших,
обвиняющих его в смерти близких.
В итоге давалось своего рода резюме: главарь испытал такие перегрузки, что психически
заболел и никого не узнает. Информация передавалась по разным каналам, в каждом случае
указывались имена погибших людей из отряда Мирзо Рахима. Результатом этой психологической
операции стало убийство Мирзо Рахима через несколько месяцев родственниками его бывших
подчиненных.
Разжигание социальных, этнических и других противоречий
Обычно выделяют две группы подобных противоречий: социально-классовые и национально-
религиозные.
Разжигание социально-классовых противоречий. Оно обычно осуществляется органами
психологической войны с целью углубления и доведения до "точки кипения" имеющихся
естественных различий между различными социальными группами враждебного государства. При
этом используется недовольство людей военно-политическим руководством страны, их
неудовлетворенность своим положением в обществе, а также специально организуемые гонения,
притеснения, провокации. В результате формируется своеобразная "пятая колонна", известная во
все времена категория лиц, враждебно настроенных к политике своего государства и
потенциально готовых помогать противнику.
Можно в связи с этим привести несколько исторических примеров из опыта мировых войн и
локальных конфликтов.
Большевики в России в 1919 г. довольно эффективно вели "классовую пропаганду" против
казаков на Южном фронте. Предназначавшиеся им листовки они писали простым разговорным
языком, обращались не иначе как "братья-казаки". Но поверивших советской власти, как
выяснилось вскоре, ожидала незавидная участь. В конце 1920 года 22 тысячи перешедших на
сторону Красной армии белогвардейцев в Новороссийске, более 100 тысяч военнопленных и
сочувствовавших им жителей Крыма после поражения армий Деникина и Врангеля расстреляли.
А вот "классовая пропаганда", обращенная к "немецким пролетариям" с призывом свергнуть
"фашистскую власть" и присоединиться к "братству рабочих и крестьян" оказалась просто
смешной и нелепой в условиях отступления Красной Армии в 1941 г. Содержащиеся в советских
листовках того времени лозунги типа "Стой! Здесь страна рабочих и крестьян" вызывали у
военнослужащих вермахта презрение и насмешку. Под влиянием фашистской пропаганды
большинство их считало славян и представителей других национальностей СССР низшей расой,
"недочеловеками".
Примером попытки внести раскол между союзными странами (на тот момент — между
Германией и СССР) является французская листовка, выпущенная сразу после подписания "Пакта
о ненападении между СССР и Германией" (август 1939 г.) и озаглавленная "Кто позовет Советы,
тот получит Коминтерн" (рис. 13). В ней использовался страх немцев перед "агентами
коминтерна", типа известного Георгия Димитрова, обвиненного нацистами в "поджоге рейхстага" и
другой подрывной деятельности.
Hosted by uCoz