Navigation bar
  Print document Start Previous page
 51 of 181 
Next page End  

51
Рис. 16.
На рис. 15 изображена листовка-пропуск времен Второй мировой войны, использовавшаяся
советскими войсками. На рис. 16 приведена листовка-пропуск, подготовленная органами
психологической войны США во время операции "Буря в пустыне".
Содержащиеся в ее тексте "рекомендации по сдаче в плен" не являлись лишними.
Необходимость подобных рекомендаций возникла после ряда "недоразумений", закончившихся
гибелью иракских солдат, пытавшихся сдаться в плен американцам.
Особое внимание необходимо обращать на стиль листовки, призывающей к сдаче в плен.
Например, во время войны во Вьетнаме слабой стороной многих вьетнамских листовок был
"приказной тон". Их стилистические и языковые особенности не учитывали того факта, что
листовки предназначались иностранцам. Листовки адекватно передавали суть того, что хотели
сказать авторы, но для иностранного читателя звучали по меньшей мере обидно. И дело не в том,
что листовки были написаны на плохом английском языке (хотя это тоже имело место): в них
чувствовалась враждебность.
Например, в листовках систематически подчеркивалось, что обращение с пленными будет
"снисходительным и гуманным". Именно эти слова снижали эффективность обращений, ибо из них
следовало, что вьетнамская сторона считает американцев преступниками, которые заслуживают
наказания, но к которым противник обещает проявить снисхождение. Вряд ли подобное обещание
могло подвигнуть солдата на сдачу в плен, ведь по сути оно означало, что пленный не имеет
права на достойное обращение с ним.
Другой слабой стороной вьетнамских листовок являлся чрезмерный акцент на политической
аргументации, на повторении в них антивоенных заявлений некоторых американских политических
деятелей, а также общеполитических призывов.
Американский солдат был прежде всего заинтересован в том, чтобы сохранить свою жизнь. Ему
же толковали в первую очередь о политике. Чтобы покончить с войной, утверждали листовки, США
должны вступить в прямые переговоры с Фронтом национального освобождения Южного
Вьетнама. Но реально ни один солдат не мог чем-либо посодействовать этому. Наконец, слабой
стороной вьетнамских листовок были элементы самовосхваления, уместные, может быть, во
внутренней пропаганде, но совершенно неэффективные в обращениях к американцам.
Обращение к солдатам противника должно быть уважительным, учитывать национально-
психологические особенности их восприятия. Так, в американских листовках-пропусках,
Hosted by uCoz