Navigation bar
  Print document Start Previous page
 6 of 181 
Next page End  

6
Во-первых, собственно психологическими средствами. Например, в предвоенный период
правительство любой страны через средства массовой информации стремится сформировать у
своего народа (особенно среди военнослужащих) патриотические взгляды и убеждения,
обеспечить в массовом сознании приоритет целей государственной политики. В то же время
вероятный противник старается внедрить в сознание населения и военнослужащих этого
государства выгодные только ему, противоположные по направленности идеи и настроения.
Например, разжигает националистические предрассудки, недовольство политическими или
экономическими мероприятиями правительства.
В результате в сознании людей происходит борьба мотивов, что нередко ведет к снижению
уровня морально-психологического состояния населения и личного состава вооруженных сил. Так
поступали все мировые державы накануне Первой и Второй мировых войн, в ходе различных
вооруженных конфликтов (в Корее, Вьетнаме, на Ближнем Востоке и других).
Во-вторых, психологическое воздействие может осуществляться военными средствами.
Например, Советский Союз размещал с целью психологического давления свои войска и ракеты
возле границы с Китаем, во Вьетнаме, на территории Кубы. СССР и США неоднократно
стремились достичь своих политических целей с помощью демонстрации военной силы. Один из
классических примеров психологического воздействия посредством военного демарша — отправка
к берегам Гаити 20 боевых кораблей ВМФ США в 1994 г.
Захватившая там власть хунта генерала Седраса, испытывая, с одной стороны,
психологическое давление мировой общественности, обработанной США, а с другой — ввиду
прямой угрозы применения военной силы, была вынуждена передать рычаги управления
свергнутому ею президенту Аристиду. Еще два примера — систематические бомбардировки
авиацией США объектов на территории Ирака и применение авиации НАТО против Югославии.
Здесь дело не ограничилось одной демонстрацией силы, военная машина была пущена в ход.
В-третьих, для психологического воздействия может использоваться система торговых и
финансовых санкций, направленных на экономический подрыв потенциального противника. Так,
экономические санкции (в том числе и от имени ООН) против Ирака, Югославии, Кубы, Ливии,
Судана и ряда других стран влекут за собой значительное снижение уровня жизни большинства
населения, многочисленные бытовые трудности, рост заболеваемости, недоедание и, как
следствие, массовое недовольство граждан существующим положением.
В-четвертых, психологическое воздействие может осуществляться чисто политическими
средствами. Например, проведенный в Москве в январе 1999 года демонстративный марш членов
националистической организации А.
Баркашова "Русское национальное единство" повлек за собой ожесточенную полемику между
представителями различных политических сил России и усилил противостояние между ними.
2. Виды воздействия в психологической войне.
По мнению отечественных и зарубежных специалистов психологическое воздействие
подразделяется на следующие виды:
1)
информационно-психологическое,
2)
психогенное,
3)
психоаналитическое,
4)
нейро-лингвистическое,
5)
психотронное,
6)
психотропное.
1. Информационно-психологическое воздействие (часто его называют информационно-
пропагандистским, идеологическим) — это воздействие словом, информацией.
Психологическое воздействие такого вида ставит своей основной целью формирование
определенных идеологических (социальных) идей, взглядов, представлений, убеждений,
одновременно оно вызывает у людей положительные или отрицательные эмоции, чувства и даже
бурные массовые реакции.
Так, листовка, оказывая пропагандистское влияние (т.е. воздействуя на сознание), может
одновременно вызывать психологические переживания, например чувство тоски по родине, по
семье. В период Второй мировой войны советские листовки со стихами Э. Вайнерта "Подумай о
своем ребенке", распространявшиеся среди немецких военнослужащих, оказывали на них сильное
эмоциональное воздействие.
Текст листовки, распространявшейся советскими войсками в годы войны в Афганистане, — еще
один пример подобного воздействия, рассчитанного на массовый отклик:
Hosted by uCoz