Navigation bar
  Print document Start Previous page
 75 of 181 
Next page End  

75
специалисты, анализируя боевые действия вооруженных сил Великобритании на Фолклендских
островах, советских войск в Афганистане, США во Вьетнаме и в Персидском заливе, твердо
убедились в необходимости целенаправленной закалки психики солдат и офицеров в обстановке,
максимально приближенной к боевой. Сегодня они придерживаются следующей концепции:
а) то, что солдат успешно выдерживает в ходе учебы, он спокойно выдержит и в условиях
настоящей войны,
б) в первую очередь из всех психологических качеств надо формировать чувство уверенности,
в) методы и приемы психотерапии и психостимулирования должны быть разнообразными.
Многие морально-психологические качества в соответствии со взглядами специалистов на их
формирование определяются физиологической выносливостью, закалкой организма
военнослужащих. По этой причине необходимо самое серьезное внимание уделять спортивной
натренированности солдат и офицеров. Военно-прикладное значение спорта не только в развитии
физической силы, ловкости, выносливости, но и в развитии уверенности в себе, в своих силах,
воли к победе. Особое значение в данной связи имеют спортивно-боевые единоборства типа
рукопашного боя, самбо, бокса, каратэ и т.д. Единоборства учат держаться до конца, буквально
"вырывать победу из горла противника", добиваться успеха там и тогда, где и когда кажется уже
нет никаких шансов.
В целях совершенствования физических и психических качеств военнослужащих психологи
рекомендуют практиковать частые тревоги, марш-броски на большие дистанции (на 60-90
километров), действия отдельных солдат и целых подразделений в плохую погоду. Кроме того, во
многих странах искусственно создают специальные условия, в которых солдаты учатся
преодолевать голод, сохранять присутствие духа в периоды длительной изоляции от внешнего
мира, действовать в трудных климатических условиях, имитируют пребывание в плену, допросы "с
пристрастием" и т.д..
Страны НАТО располагают специальными учебными центрами и лагерями в Арктике (в Канаде,
Норвегии), в жаркой пустыне (в США, Египте), в горах (в США, Турции), в тропиках. В этих учебных
центрах военнослужащие занимаются по специальным программам, воспитывающим способность
решительно и уверенно действовать в боевой обстановке. Вот два типичных упражнения:
1.
По команде инструктора солдат с винтовкой наперевес входит в затемненную комнату и,
следуя за пучком света, продвигается в ее глубину. С разных сторон на него с дикими
воплями набрасываются механические чучела, обозначающие нападающего
противника, которые обучаемый должен поразить ударами штыка и приклада.
"Нападение" сопровождается выстрелами, стонами, командами на иностранных языках.
2.
На занятиях по огневой подготовке перед солдатами, находящимися в траншее, в 50-70
метрах от них мелькают цели, которые они должны поражать огнем своего оружия.
Вокруг взрываются пиропатроны и шашки взрывчатки. Над головой на высоте не более
одного метра свистят настоящие пули либо проносятся убойные элементы настоящих
снарядов.
Подобные упражнения (их разновидностей существует превеликое множество) позволяют
испытывать психические состояния, весьма близкие к тем, что возникают в реальном бою.
Диапазон переживаний от упражнения к упражнению расширяется все больше и больше. Этому в
немалой степени способствует натуралистическое воспроизведение поля боя, для чего искусно
оборудуются учебные поля и полигоны. Военные психологи считают, что современное учебное
поле должно иметь мрачный вид, будоражить агрессивные инстинкты солдат и офицеров. Их глаза
повсюду должны встречать картины разрушения, уши — привыкать к выстрелам, взрывам, стонам
раненых. Солдаты должны равнодушно воспринимать пожарища, развалины, трупы. По этой
причине считается полезным разбрасывать на учебном поле муляжи изувеченных трупов,
предметы домашнего обихода и т.д. Чем правдоподобнее и страшнее, тем лучше.
* * *
Для того, чтобы морально-психологическая подготовка была целенаправленной и
эффективной, в армиях зарубежных стран созданы специальные органы, осуществляющие
контроль за ней. Представители этих органов занимаются также обучением офицеров и сержантов
формам и методам осуществления такой подготовки.
В вооруженных силах США в каждой дивизии в составе медицинского батальона имеются
психиатр, психолог, социолог и от трех до шести их помощников из числа сержантского состава,
которые следят за правильной реализацией морально-психологической подготовки в
подразделениях.
В вооруженных силах Великобритании психиатр и психолог введены в состав штаба каждой
дивизии. Они тщательно контролируют процесс морально-психологи ческой подготовки в частях и
Hosted by uCoz