Navigation bar
  Print document Start Previous page
 83 of 181 
Next page End  

83
перебежчиков, представителей общественности противника. Трансляция
предварительно записанных программ не требует присутствия диктора.
3.
Прямые передачи. Чаще всего их осуществляют на основе заранее подготовленных и
утвержденных текстов, реже — на основе тезисов, и в исключительных случаях — в
форме диалога диктора со слушателями (при условии, что им заранее подобраны
нужные факты и аргументы, яркие обороты речи). Прямые передачи обладают высокой
эффективностью, их обычно ведут дикторы, не только отлично владеющие
соответствующим языком, но и хорошо знающие психологию противника, способные
быстро и правильно реагировать на изменения в обстановке.
4.
Смешанные передачи комбинируют программы в записи с прямой трансляцией. В таких
передачах заранее подготовленные тексты дикторы дополняют актуальной
информацией, учитывающей изменения обстановки и психологические особенности
конкретных объектов воздействия, что в значительной мере повышает их
эффективность.
Структура программ устного вещания и требования к ним. Программы звукового вещания
имеют определенную структуру, которая зависит от четырех основных факторов:
цели передачи;
психологических особенностей объекта воздействия;
продолжительности программы;
обстановки, в которой осуществляется вещание.
Программа устного вещания должна иметь точный расчет времени (обычно перед ее текстом
имеется оглавление с указанием времени в минутах и секундах). В боевой обстановке
продолжительность сеанса устного вещания, как правило, не должна превышать 2-3 минут. Если
же боевое воздействие противника на звуковещательную установку маловероятно, то устное
вещание может длиться дольше, но в любом случае не более 15-20 минут.
Такие ограничения обусловлены двумя обстоятельствами. Во-первых, при более
продолжительном непрерывном вещании слушатели теряют остроту восприятия, у них
притупляется интерес, ослабевает внимание. Во-вторых, длительное непрерывное вещание с
одной и той же позиции позволяет противнику установить местонахождение станции, поразить ее
огнем и, таким образом, вывести из строя как технику, так и личный состав.
Программы устного вещания обычно включают следующие структурные элементы:
1.
Сигнал о начале передачи. Он служит для предупреждения своих войск о том, что
нельзя мешать передаче, и привлекает внимание противника, эмоционально
настраивает его на прослушивание.
2.
Вступление. С одной стороны, оно продолжает привлекать внимание противника, а с
другой — готовит его к восприятию основной части программы. Обычно вступление
начинается с обращения к противнику, в нем называют ту часть (подразделение),
которой адресована передача, и объявляется ее тема. Чем конкретнее обращение, тем
оно действеннее.
3.
Основной текст. Обычно он состоит из разнородных текстовых элементов,
соединенных между собой музыкальными (шумовыми) элементами. В целом текст
содержит в себе информацию или аргументацию психологического воздействия. Его
цель — не прямая агитация, а подведение слушателя к нужному пониманию проблемы
и к необходимым выводам. Основной текст должен быть легким для понимания,
впечатляющим, убедительным, хорошо восприниматься на слух, быть приемлемым для
слушателей с точки зрения норм их языка.
4.
Концовка. В ней подводят итог передачи. Поэтому, в отличие от основного текста, она
содержит политические выводы, пропагандистские лозунги, призывы к практическим
действиям. Концовка как бы независима от основного текста, но логически связана с его
положениями. В концовке также сообщают о планируемых сеансах звуковещания.
5.
Сигнал об окончании передачи. Это специальный акустический сигнал, завершающий
ее. Часто передачу заканчивают тем же сигналом, каким начинали.
Дополнительный, но важный элемент программы звуковещания составляют музыка, шумы и
сигналы. Музыкальное оформление помогает объединять и в то же время разнообразить
отдельные части программы: новости, комментарии, беседы, дискуссии и т.п. Музыка, особенно
народная (т.е. близкая противнику), оказывает сильное эмоциональное воздействие, хорошо
привлекает внимание. Ее целесообразно использовать в качестве фона, в виде музыкальных
заставок, музыкального сопровождения передачи. Передача вообще может состоять из одной
Hosted by uCoz