Navigation bar
  Print document Start Previous page
 9 of 181 
Next page End  

9
подозревает, что в них содержатся невоспринимаемые сознанием, но всегда фиксируемые
подсознанием команды, заставляющие его впоследствии делать то, что предписано.
4. Нейролингвистическое воздействие (НЛП нейролингвистическое программирование)
вид психологического воздействия, изменяющий мотивацию людей путем введения в их сознание
специальных лингвистических программ.
При этом основным объектом воздействия является нейрофизиологическая активность мозга и
возникающие благодаря ей эмоционально-волевые состояния. Главным средством воздействия
выступают специально подобранные вербальные (словесные) и невербальные лингвистические
программы, усвоение содержания которых позволяет изменить в заданном направлении
убеждения, взгляды и представления человека (как отдельного индивида, так и целых групп
людей). Субъектом нейролингвистического воздействия выступает специалист (инструктор).
Инструктор сначала выявляет находящиеся в психике противоречивые (конфликтующие)
взгляды и убеждения, а также возникающие из-за этого и беспокоящие людей отрицательные
эмоциональные состояния (переживания, настроения, чувства). На следующем этапе он
посредством специальных приемов помогает им осознать дискомфортность их реального
состояния (социально-экономического, культурного, физического и как следствие —
психологического) и вносит изменения в сознание, заставляющие людей по-другому воспринимать
жизненные ситуации и строить отношения с другими людьми.
Интересно то, что после того, как под воздействием инструктора человек "понял", что ему
"требуется", он самостоятельно (но под влиянием заложенного в его сознание стереотипа
восприятия) начинает собирать информацию о своей повседневной деятельности, о своих
состояниях и переживаниях. Сравнивая свое реальное, присутствующее в данный момент
состояние с желаемым (возможным), он определяет, какие свои ресурсы ему нужно мобилизовать
и что конкретно надо сделать, чтобы достичь комфортности чувств и настроений.
Формула изменений в психике объекта под влиянием инструктора схематично выглядит
следующим образом (см. схему).
Схема 1.
В ходе нейролингвистического программирования обычно используют эффекты "зеркального
отображения", "синхронизации" и "психологической сигнализации".
"Зеркальное отображение" — это прямое, но крайне редко осмысливаемое заимствование
(копирование) поз, жестов, характерных движений, интонаций, диалектических либо жаргонных
особенностей речи, усиливающее взаимосвязь и взаимовлияние людей друг на друга.
"Синхронизация" — это взаимная подстройка телесных ритмов (включая ритм дыхания)
слушающим и говорящим субъектами. Так, известно, что люди во время разговора как бы
"подтанцовывают" своим телом в такт собственной речи для придачи ей большей
выразительности. При этом слушатель тоже совершает микродвижения в такт ритму голоса
собеседника, обеспечивая тем самым невидимую, но подсознательно ощущаемую эмоциональную
взаимосвязь с ним. Синхрония максимальна, если общающиеся находятся в состоянии согласия
или диалога между собой. И она минимальна при споре и конфликте между ними. Когда внимание
рассеивается, синхронизация тоже прерывается.
Человек, знающий особенности подобной синхронии, может использовать их для воздействия
на других людей, тем самым обеспечивая свое преимущество в процессе общения и оказывая
нужное ему психологическое влияние.
"Психологическая сигнализация" — это взаимосвязь, существующая между положением глаз
субъекта и сенсорными процессами, отвечающими за прием и переработку поступающей в его
мозг информации. В частности, когда человек-правша смотрит вверх и налево, он активизирует
свою визуальную (зрительную) память. Если глаза направлены наверх и направо, это
сигнализирует о конструировании мозгом нового зрительного представления или образа. Если
глаза человека ориентированы преимущественно в горизонтальном направлении — значит он
контролирует пространство перед собой и находящихся там людей или объекты, подлежащие
Hosted by uCoz