Navigation bar
  Print document Start Previous page
 90 of 181 
Next page End  

90
На рис. 21 показана маскировочная листовка, использовавшаяся немцами в годы Второй
мировой войны против американцев. Подлинный источник информации — противник, т.е. немцы,
мнимый источник — армия США. Листовка не имеет ничего общего с задачей пресечения
венерических заболеваний, что было бы обязательно отражено в подлинно американской
листовке. Ее цель — снижение морального духа американских войск. Содержание листовки:
"Военные власти. проверили 20000 женщин. Свыше 80 процентов из них оказались больными
венерическими заболеваниями.
Среди проверенных женщин только 21 процент — проститутки.
Остальные 79 процентов распределяются так: 61 процент — замужние женщины,
вступившие в случайную связь, 18 процентов — девушки, знакомые военнослужащих (при этом
17 процентов в возрасте до 20 лет). Обе группы женщин оказались в большинстве своем
членами быстрорастущего общества женщин "V" ("Победа"), которые заявили о своем
патриотическом стремлении утешать войска. А твоя девушка тоже среди них?"
Обращения и письма военнопленных (или интернированных гражданских лиц) обычно
содержат сведения, выраженные доверительным тоном и доходчивыми словами, хорошо
понятные объекту психологического воздействия. Их авторами зачастую являются такие лица,
которые пользуются авторитетом у противника. Подобные листовки издают не только как
обращения (призывы), но также в виде заявлений, писем, интервью с военнопленными.
Весьма важным элементом этих листовок являются фотографии и факсимиле подписей их
авторов, их биографические и служебные данные (место рождения, род деятельности, степень
известности в стране, для военнослужащих — звание, личный номер, воинская часть).
В этих же листовках специалисты психологической войны обычно размещают:
фотографии, показывающие, как военнопленные пользуются благами мирной
жизни, выйдя из войны. Если того требуют соображения безопасности, лица
пленных во время съемки частично закрывают;
перечень продуктов питания, полагающихся военнопленным;
заявления военнопленных об условиях жизни в лагерях, подтверждающие
соблюдение там протокола Женевский конвенции;
обещание тем, кто сдастся в плен, права переписки с близкими на их родине;
описание фактов, вызывающих у солдат ненависть к различным политиканам и
грязным дельцам, находящимся в тылу и обманывающим тех, кто воюет на фронте.
Листовки-пропуска представляют собой своеобразный документ для сдающегося в плен (см.
рис. 22-23). Кроме призыва к сдаче в плен, они содержат правила сдачи, гарантии безопасности
для сдавшихся, объяснение порядка обращения с военнопленными.
Листовки-лозунги и листовки-призывы содержат лаконичные тексты в форме призывов с
целью побудить читателей к желаемым конкретным действиям. Листовки-лозунги имеют, как
правило, небольшой формат (1/32,1/64 печатного листа). Текст их набирают крупным шрифтом,
печатают в несколько красок. Листовки-лозунги могут также изготавливать в виде плакатов и
расклеивать в доступных для обозрения местах, например, на задних бамперах легковых
автомобилей, на боевой технике и т.д.
В зависимости от жанрового оформления листовки подразделяются на текстовые и
иллюстративные.
В текстовых листовках основную смысловую нагрузку несет сам текст. Текстовые листовки
бывают двух видов: публицистические и художественные. Содержание публицистических
листовок имеет, как правило, общий характер и отличается острым (публицистическим) стилем.
Они представляют собой наиболее распространенный вид текстовых листовок.
Hosted by uCoz