Navigation bar
  Print document Start Previous page
 93 of 181 
Next page End  

93
быть сформулированы в виде вопроса, утверждения (констатации факта, явления и т.п.), лозунга,
представлять собой фразеологическое выражение (пословицу, крылатую фразу и т.п.).
Недопустимы стандартные, длинные и маловыразительные заголовки. Они должны быть
краткими, броскими и отражать общий смысл содержания текста.
Лозунги лучше запоминаются, если они рифмованные.
Обращение —
это обозначение адресата листовки, то есть того, кому она предназначена.
Обращаясь к конкретной аудитории, листовка как бы обещает удовлетворить информационную
потребность адресата.
Во вступлении обычно указываются причины, побудившие к написанию данной листовки, ее
цели. Продуманное вступление привлекает внимание читателя, заинтересовывает его, создает
определенный настрой.
Иногда вступление может отсутствовать (например, в листовках, композиция которых
основывается на вопросах и ответах).
Основной текст листовки сообщает читателю главную информацию, содержащую
пропагандистский заряд, то есть основной тезис и совокупность подтверждающих его аргументов.
Для достижения необходимого эффекта важное значение имеет расположение информации в
тексте: лучше воспринимается та информация, которая расположена в конце (кульминация) или
начале (антикульминация), но не в середине текста.
Антикульминация более эффективна в тексте, адресованном враждебной (или безразлично
настроенной) аудитории, для воздействия на которую необходим сильный аргумент в начале
текста, заставляющий дочитать его до конца. Причем предпочтительно начинать со сведений,
приемлемых для данной аудитории, а затем уже переходить к аргументам, негативным с ее точки
зрения. Кульминация более эффективна тогда, когда текст адресован заинтересованному,
благожелательному читателю, для которого достаточно небольшого стимула, чтобы прочитать
весь текст до конца, где он ожидает самых веских аргументов.
В 50% случаев человек пропускает основной текст, если он длинный, тяжеловесный, набран
мелким шрифтом. Поэтому листовки с сокращенной до минимума основной частью обладают, как
правило, большей силой воздействия.
Содержание листовки, изложенное сжато, концентрированно, легче воспринимается даже при
быстром чтении. В нем также можно использовать различные иллюстративные средства
(фотографии, рисунки, схемы и т.п.).
Основной текст завершается концовкой. В ней обычно повторяется основная идея листовки,
содержатся выводы, а также призывы или лозунги.
Под текстом листовки должна быть поставлена подпись выпустившего ее органа или
должностного лица (командующий войсками фронта и т.д.).
Подпись повышает авторитет листовки, делает ее конкретной и убедительной.
Ремарка размещается в верхней части листовки. Это могут быть призывы типа: "Прочти и
передай товарищу!" и другие.
Текст пропуска обычно размещается в нижней части листовки или на ее оборотной стороне. Его
печатают на своем языке и на языке противника, после него помещают изображение своей
государственной символики (флага или герба). Пропуск уместен в основном в листовках,
предназначенных для войск противника, находящихся на переднем крае или вблизи него.
Таким образом, каждый из компонентов листовки выполняет свою собственную функцию:
заголовок, ремарка, обращение, иллюстрация привлекают внимание к листовке,
заинтересовывают читателя, побуждают его к чтению основного текста; функция основного текста
— убедить читателя в необходимости следовать содержащимся там рекомендациям.
Газеты, брошюры, журналы
Газета — один из эффективных и распространенных видов печатной пропагандистской
продукции. Органы психологической войны издают газеты преимущественно для населения
освобожденных (оккупированных) районов, а также для военнопленных.
Hosted by uCoz