Navigation bar
  Print document Start Previous page
 97 of 181 
Next page End  

97
* * *
Для осуществления целенаправленного психологического воздействия изобразительными
средствами необходимо иметь правильные представления о предмете, символе, цвете.
Предмет выступает в качестве связующего элемента содержания зрительного воздействия.
Для взрослых людей среднее количество предметов, привлекающих внимание, колеблется в
пределах числа 7+1. Это значит, что человек может одновременно правильно идентифицировать
только 7+1 экспонируемый предмет. Следовательно, в содержание единичного акта воздействия
изобразительными средствами нельзя включать более 7+1 предметов.
Символ (в качестве его может выступать предмет, знак, цвет), помимо информативной,
выполняет прежде всего психологическую функцию, вызывая сильные эмоциональные
ассоциации, связанные с определенными образами, событиями или действиями. Они достаточно
эффективно используются в психологической войне. Например, путем карикатурного, искаженного,
деформированного изображения военнослужащих противника, их командования, политических
лидеров.
Цвет —
одно из самых сильных средств воздействия на психику человека. Цвет способен
порождать как положительные, так и отрицательные ассоциации. Правильное использование
цвета в изобразительных средствах требует соблюдения определенных норм. К ним относится, в
первую очередь, сочетание (комбинация) цветов. Оно заключается в соответствие выбора и
размещение цветов тем целям, которые мы хотим достичь. Одни сочетания цветов порождают
гармоничное внутреннее со стояние человека, другие — вызывают внутреннюю напряженность и
внешнюю конфликтность.
Цвет используют для того, чтобы эмоционально дополнять содержание изображения.
Неправильно подобранные по отношению к содержанию цвета вызывают диссонанс,
отрицательно сказывающийся на восприятии.
Воздействие изобразительными средствами обычно применяется в угрожающий период, в
пограничных конфликтах, на оккупированных территориях, в условиях непосредственного
соприкосновения с войсками противника — если для этого имеются соответствующие
возможности. Например, при нахождении наших войск в обороне, при ведении боевых действий в
населенных пунктах, при разгроме окруженных или блокированных группировок противника.
Благоприятные условия для психологического воздействия изобразительными средствами
имеются также в лагерях военнопленных.
В годы Первой и Второй мировых войн различные виды наглядной агитации воюющие стороны
часто размещали неподалеку от переднего края позиций противника. Тогда же их нередко
забрасывали с помощью воздушных шаров в его ближний и дальний тыл. Психологическое
воздействие изобразительными средствами находит применение и в современных условиях.
Подтверждение тому — опыт советской специальной пропаганды в Афганистане.
Наглядная агитация (особенно рисунки и карикатуры) была там весьма доходчивой и
действенной формой политической пропаганды. С этой целью использовали бумажные пакеты для
продовольствия, поливиниловые стаканчики и спичечные коробки с многокрасочными рисунками, а
также всевозможные вымпелы, настенные календари, нашивки, наклейки и другие изделия,
содержавшие конкретные призывы и подтверждавшие тезисы официальной пропаганды.
Дальнейшее развитие этот опыт получил при осуществления мероприятий психологической
войны во время операции "Буря в пустыне" в зоне Персидского залива, в ходе операций ООН в
Сомали и Боснии, в Чечне, во время бомбардировок Югославии.
3. Особенности психологического воздействия посредством радио и
телевидения.
Такое воздействие осуществляется путем передачи в эфир через военные и гражданские
радио— и телепередатчики специальных радио— и телепрограмм, а также путем вхождения в
сети боевого управления и каналы связи противника через войсковые (корабельные)
радиосредства. Данная форма психологической войны позволяет оперативно и эффективно
охватывать массовые аудитории в пределах радиуса приема радио— или телевещания
конкретной станции.
Характеристика радиовещания
Радиовещание в интересах психологической войны — это использование широких
возможностей многочисленных радиостанций для воздействия на большие аудитории войск и
населения противника. Никакое другое средство массовой информации не может сравнится с
радио по широте охвата аудитории. Сейчас около 80 стран мира осуществляют радиовещание на
заграницу.
Hosted by uCoz