Navigation bar
  Print document Start Previous page
 131 of 230 
Next page End  

быть игроком в теннис средней категории. А дома он может занимать нижнее положение, подчиняясь
жене и дочерям, и так далее. Итак, психология каменного века, которая еще живет в нас, несет в себе не
только предрасположенность к жизни в иерархии, но и сильную потребность в равноправном образе
жизни. Когда древний, генотип пробуждается в сложном, социальном и технологическом XXI веке,
неудивительно, что многие люди начинают страдать от больших проблем. В следующем разделе мы
рассмотрим биохимические и психологические состояния, напрямую связанные с жизнью в иерархии.
Вставка. Эволюционные корни гордости и стыда
Признаки доминирующего и подчиненного статуса имеют значительное структурное сходство у
очень разных видов. Функция умиротворяющих сигналов подчиненного — пресечь агрессивное
поведение угрожающего сородича. С точки зрения поддержания социального порядка можно сказать,
что поведение подчиненного — самый важный сигнал. Встречая старшего по рангу, подчиненные
отводят взгляд, опускают голову и сутулятся. Доминирующий индивид принимает выпрямленную позу
и запугивает подчиненных грозным взглядом. Кроме этого его манеры расслабленно-небрежны и
излучают уверенность, что ярко контрастирует с нервозностью и суетливостью подчиненных. Эти
паттерны присущи человекообразным обезьянам, другим обезьянам Старого Света и волкам. Дарвин
(1872) обратил внимание, что выражение гордости и стыда у людей сходно со знаками доминирования
и подчинения у других видов. Поведение, сопровождающее субъективное чувство гордости, можно
рассматривать как спонтанные и по большей части бессознательные сигналы, свидетельствующие о
высоком ранге. И наоборот, субъективное чувство стыда вызывает непроизвольное поведение
подчиненного, которое предназначено для погашения конфликта.
Вейсфелд (Weisfeld, 1999) высказал замечательную идею, что понятиями «гордость» и «стыд»
можно охватить множество разных психологических конструктов, таких как самооценка, чувство вины,
борьба за престиж, стремление к успеху, социальное соперничество, потребность в одобрении,
просоциальное поведение и многое другое. Эти конструкты различаются в деталях ситуации, в которой
они проявляются, но по сути, все они — части одной и той же поведенческой системы. Неспособность
психологии объединить эти паттерны в исчерпывающую, биологически значимую систему стала
причиной бесчисленных ошибочных суждений. Например, многие психологи считают гордость и стыд
«приобретенными желаниями». Это равносильно тому, чтобы сказать, что голод — «приобретенное
желание».
Безусловно, есть доказательства в пользу того, что проявление гордости и стыда — адаптивное
поведение, возникшее в ходе эволюции, как предполагал Дарвин (1872). Такое поведение имеет место у
самых разных видов. Эмоции гордости и стыда характерны для любой человеческой культуры (Edelmann,
1990). Они имеют жесткие временные рамки возникновения — возраст от двух до трех лет (Weisfeld,
1999). Гордость и стыд имеют четкие, стереотипные внешние проявления. Гордость характеризуется
прямой, самоуверенной, расслабленной осанкой. Во время общения гордые люди смотрят в глаза
собеседнику. Те, кто испытывает стыд, отводят взгляд и опускают голову. Кроме этого они могут нервно
улыбаться или краснеть. На физиологическом уровне за гордость и стыд отвечает участок мозга,
называемый орбитофронтальной корой (Carbon, 1998). Оказывается, повреждение этой зоны лишает
человека возможности испытывать чувство гордости или стыд. Уровень серотонина
(нейротрансмиттер) и тестостерона (гормон) положительно коррелирует с ощущением гордости
(доминированием) и отрицательно — с ощущением стыда (подчинением) (Masters & McGuire, 1994;
Mazur, 1983). Наконец, сходные паттерны поведения и адаптивные результаты отмечаются и у других
животных. Это филогенетическое подтверждение опровергает всякие сомнения в том, что гордость и
стыд — адаптации, возникшие в ходе эволюции.
У людей древняя система иерархии лежит в основе возникшей позднее склонности к взаимному
альтруизму и еще более поздних речевых способностей, которые сделали возможным социальное
общение на высоко абстрактном и символическом уровне. Для поддержания справедливости в системе
взаимного альтруизма начали использоваться устные угрозы, извинения и обещания (Trivers, 1971).
Толчком к появлению такой сложной социальной системы стали эмоциональные состояния, возникшие
в ходе эволюции иерархий. Доминирование (гордость, чувство собственного достоинства)
Hosted by uCoz