Navigation bar
  Print document Start Previous page
 137 of 230 
Next page End  

баланса, препятствовавших сосредоточению большой власти в руках одного человека. Как только стало
возможно накопление ресурсов (земель, поголовья скота), появилась уникальная черта человеческой
культуры — наследование материального имущества. Богатство и власть не ограничивались тем, что
может заполучить один человек за всю жизнь, но переходя по наследству сыновьям, нарастали как
снежный ком. При отсутствии внешнего контроля в человеческих сообществах спонтанно появляются
деспотичные правители, которые причиняют народу много страданий. Примерами тому могут служить
первые шесть цивилизаций (Betzig, 1993) и многие последующие. К счастью, эволюция в социальном
контексте породила и множество противоположных тенденций. Они и сформировали основу для
некоторых самых высоких и благородных человеческих идеалов.
Эволюция сострадания
16 августа 1996 года в зоопарке города Брукфильд, штат Иллинойс, трехлетний мальчик каким-то
образом преодолел метровое заграждение из камня и бамбука и упал с высоты 7,5 метров на цементный
пол вольера для горилл. В вольере находилось шесть горилл. Одна из них, самка по имени Бинти-Джуа,
приблизилась к мальчику и взяла его на руки. Посетители зоопарка с трепетом смотрели на эту сцену, но
Бинти защищала ребенка как своего собственного. Не подпуская других горилл, она осторожно пронесла
его через загон и положила около входа, где уже ждали спасатели и администрация зоопарка. Ребенок
сломал руку, получил несколько ссадин и сотрясение мозга, но эти травмы были излечимы. Средства
массовой информации разнесли эту историю по всему свету. При этом неоднократно повторялась
мысль, что действия Бинти были на удивление человечными. Приматологи и другие ученые, изучающие
поведение животных, считают такую оценку действий Бинти справедливой, но несколько ироничной.
Если учесть тот факт, что Бинти находилась среди людей всю жизнь и приходилась матерью 17-
месячной дочки, то ее поведение было вполне предсказуемым. Даже при отсутствии социализации
среди людей реакция Бинти не была бы неожиданной. Материнская забота проявляется сходным
образом у самых разнообразных видов млекопитающих. Безусловно, это подобие усиливается, если
рассматривать лишь приматов. Если мы вспомним о том, что предки Бинти отщепились от наших
собственных 7-9 миллионов лет назад, ее действия покажутся намного менее странными, чем хотели
нас убедить по радио и телевидению. В этом разделе мы рассмотрим тезис, гласящий, что человеческие
добродетели (такие, как сострадание) берут начало в нашей животной природе.
Родовой отбор и альтруизм
Если один индивид самоотверженно служит другому, не получая выгоды и иногда рискуя собой,
это называется альтруизмом. Тот парадокс, что альтруизм можно найти почти во всех животных
сообществах, был объяснен Гамильтоном (Hamilton, 1963) в теории родового отбора, описанной в главе
1. Родовой отбор или внутренняя согласованность показывает, что особи внутри вида будут иметь
наибольший успех в воспроизводстве, если станут помогать сородичам так, что выгода реципиента
(получающего помощь) будет значительно превышать затраты/ущерб для донора. Математически эта
идея выражается в неравенстве К > 1/r. Для отбора генов альтруизма К должно быть больше обратного r,
где r — коэффициент отношения реципиентов к альтруисту. Так как родные братья и сестры имеют r =
1/2, животное не нарушит репродуктивную адекватность, если пожертвует жизнью для спасения двух
своих братьев (сестер).
Формула Гамильтона разрешила одну из загадок биологии — почему перепончатокрылые (пчелы,
осы и муравьи) составляют 11 из 12 групп насекомых, у которых возникла настоящая социальность
(Wilson, 1975). Истинно социальные, или эусоциальные, насекомые характеризуются тремя признаками:
(1) особи вида кооперируются, чтобы заботиться о потомстве; (2) неспособные к размножению
индивиды работают на благо фертильных сородичей; (3) дети помогают родителям в течение
определенного периода их жизненного цикла. Причина, по которой перепончатокрылые практически
обладают монополией на эусоциальность, кроется в особенностях их репродуктивной генетики. Из
неоплодотворенных яиц перепончатокрылых выводятся самцы, имеющие только один набор хромосом,
Hosted by uCoz