Navigation bar
  Print document Start Previous page
 179 of 230 
Next page End  

чем в 25 тыс. лет, — некоторые из наиболее экстенсивно изученных археологических объектов. Однако
несмотря на все эти исследования, видные ученые не сумели заметить особенности, имеющиеся на
многих статуэтках, которые указывают на причудливые одеяния. Лишь после обнаружения
многочисленных свидетельств технологии ткачества, датируемых временем более чем в 28 тыс. лет,
удалось идентифицировать наряды, в которые «облачены» некоторые из статуэток «венер». На резных
фигурках показаны искусно вытканные юбки, ленты, пояса и головные уборы (Soffer & Adovasio, 2000).
До недавнего времени у археологов имелось немного информации об объектах ледниковой
эпохи, которые быстро приходят в негодность — например, о снастях и плетеных изделиях, известных
как «недолговечные технологии». В 1953 г. фрагменты веревки, оставшиеся на стене пещеры Ласко в
юго-западной Франции, были датированы временем 15 тыс. лет назад. В 1994 г. в Израиле были
найдены образцы снасти, датируемые временем 19 тыс. лет. В 1998 г. отпечатки в отвердевших кусочках
глины, найденных в Чешской Республике, были идентифицированы как свидетельство доисторического
текстиля (веревка, сети, корзины и тканая одежда), датируемого временем в 28 тыс. лет (Adovasio, Soffer
& Klima, 1996). Недавние открытия показывают, что эти ранние индустрии текстиля были широко
распространены в Европе Ледникового периода (Soffer & Adovasio, 2000). Истоки текстильной
индустрии могут восходить ко времени более 40 тыс. лет назад, когда люди научились сплетать волокна
растений. Этот период времени отмечает начало так называемого «творческого взрыва», когда начали
получать широкое распространение произведения искусства.
Хотя плетеные объекты имеют множество утилитарных функций, например корзины для
переноски добытой растительной пищи и сети для ловли мелких зверей, процесс конструирования их
предполагает художественную экспрессию. Это особенно верно в отношении одежды. Хотя одежда
выполняет явную утилитарную функцию в холодном климате, она могла появиться скорее как форма
украшения тела и демонстрации, чем как изолятор тепла. Многие современные племена охотников и
собирателей, живущие в тропиках, почти или совсем не носят одежду, но тратят много времени на
украшение тела, разукрашивая его, нанося татуировки, делая надрезы и используя драгоценности.
Первые сообщества Homo sapiens sapiens появились сначала в тропической Африке, прежде чем
проникнуть в более холодные регионы Европы и Азии примерно 50 тыс. лет назад. Археологические
данные, связанные с людьми, которые анатомически близки современному человеку и жили на юге
Африки 120 тыс. лет назад, позволяют предположить, что для украшения тела использовался пигмент
охры.
Вполне возможно, что первоначально одежда являлась исключительно ранней формой
художественной экспрессии, подчеркивая высокий статус и ухаживание. Воздействие более холодной и
влажной среды могло быстро придать одежде более функциональную роль. Для производства одежды
оказались пригодны технологии ткачества. Каким бы утилитарным ни было конкретное одеяние,
ношение его влияет на то, как индивидуума воспринимают окружающие. Следовательно, одежда всегда
была либо соединением искусства и утилитарности, либо формой чистого искусства.
Сознание и символическая Вселенная
Хотя развитое эстетическое чувство и хорошие манипулятивные навыки необходимы для
создания произведений искусства, одних их недостаточно. Отличие подлинной художественной
экспрессии от поведения животного, такого как беседковая птица, которая украшает свое гнездо, чтобы
привлечь брачного партнера, состоит в том, что экспрессия требует сознания высшего порядка.
Сознание высшего порядка предполагает, что художники осознают не только эстетические различия, но
также собственное осознание и, следовательно, возможность того, что другие разделяют это осознание
или мироощущение. Один из способов понять эволюцию сознания высшего порядка — провести
филогенетическое сравнение.
Немецкий ученый Якоб фон Эйкскулл (Von Uexkull, 1909) использовал термин Umwelt
(окружающий мир) для описания перцептивного мира, который ощущается разными видами. К примеру,
перцептивный мир гончей собаки будет в намного большей степени определяться информацией,
связанной с обонянием, чем информацией, относящейся к другим сенсорным модальностям, включая
Hosted by uCoz