Navigation bar
  Print document Start Previous page
 181 of 230 
Next page End  

1994). Тем не менее исследования, использующие зеркала и телевизионные мониторы в качестве зеркал,
неопровержимо доказывают, что бутылконосы себя узнают (Marten & Psarakos, 1994). С зеркальным
тестом быстро справляются не все человекообразные обезьяны; часто им требуется пробыть рядом с
зеркалом длительное время, прежде чем они поймут, что разглядывают. Однако независимо от того,
сколько времени индивидуумы находятся перед зеркалом, ни один из представителей любых других
видов, кроме людей, человекообразных обезьян и, возможно, бутылконосов, не сумел пройти этот тест
на узнавание в зеркале (Gallup, 1994). Мартышки могут находиться рядом с зеркалом тысячу часов, так и
не достигнув этого уровня осознания (Gallup, 1977). Сначала они реагируют на зеркало как на
представителя собственного вида, вторгнувшегося на их территорию, но в конце концов привыкают к
нему и совершенно перестают его замечать. На основании этих результатов думается, что лучше всего
проверить, не присуща ли теория разума другим видам, обратившись к нашим ближайшим
родственникам — шимпанзе.
В 1978 году Дэвид Премак (Premack) и Гай Вудрафф (Woodruff) сообщили о результатах
наблюдения за взрослой самкой шимпанзе по имени Сара. Исследователи показывали Саре ряд
видеозаписей, в которых люди-актеры сталкивались с различными проблемами. Например, мог быть
показан человек, совершающий подскоки в попытке достать гроздь бананов, которая свисала с потолка и
находилась вне пределов досягаемости. После этой видеозаписи Саре давали несколько фотографий, на
одной из которых было показано решение проблем; в данном случае прямо под гроздью бананов друг на
друга ставили несколько коробок. Сара раз за разом выбирала фотографию, на которой было изображено
практическое решение проблемы, показанной в видеозаписи. Любопытно, что Сара намного чаще
выбирала «хороший», т. е. правильный, вариант, если актер в видеозаписи был дрессировщиком,
которого она любила. Если в видеозаписи был заснят человек, который, предположительно, Саре не
нравился, она обычно выбирала снимок, на котором актер был изображен в каком-то неприятном
положении, например лежащим под цементными плитами. На основании этих результатов
исследователи заключили, что Сара воспринимала видеозапись как изображающую какую-то проблему,
понимала намерение актера и выбирала решения, совместимые с этим намерением, за исключением тех
случаев, в которых участвовал конкретный индивидуум, который ей не нравился. Согласно
утверждению Премака и Вудраффа, это демонстрирует, что шимпанзе присуща теория разума. К
сожалению, дополнительные данные, которые подтвердили бы теорию разума у шимпанзе, пока не
получены.
Дэниел Повинелли активно работает над проблемой демонстрации теории разума у шимпанзе,
но в целом его результаты пока нулевые (Povinelli & Preuss, 1995). Хотя он раз за разом подтверждает
оригинальные открытия Гэллапа, свидетельствующие о зачатках самосознания у шимпанзе или, по
крайней мере, о том, что они узнают себя в зеркале (Povinelli, Gallup, Eddy & Bierschwale, 1997), результаты
исследований теории разума у шимпанзе не подтверждают предшествующие открытия Премака
(Premack, 1978). Повинелли и Эдди (Povinelli & Eddy, 1996) исследовали теорию разума у шимпанзе,
заставив своих подопытных обезьян наблюдать за двумя людьми-дрессировщиками, которые
находились рядом, когда пищу прятали в какое-то укромное место. Шимпанзе могли видеть
дрессировщиков, но не местонахождение пищи. У одного дрессировщика на глазах была повязка, а у
второго материя прикрывала нижнюю часть лица, наподобие кляпа. Все проверенные шимпанзе не
делали никаких различий между двумя дрессировщиками и просили пищу у индивидуума с повязкой на
глазах, который не знал, где находится пища, столь же часто, как и у «зрячего» индивидуума. С другой
стороны, дети уже в двухлетнем возрасте легко различали двух экспериментаторов и предпочитали
выбирать того, кто мог беспрепятственно видеть подкрепители (вознаграждения), в данном случае
этикетки.
К четырем годам понятие теории разума у детей уже хорошо развито. Например, ребенку дают
коробку с цветными мелками, в которой он обнаруживает вместо мелков свечки. Когда экспериментатор
спрашивает ребенка, что в той же коробке рассчитывает найти другой ребенок, ребенок старше четырех
лет ответит «мелки», а более маленький ребенок — «свечки». На основании этих результатов
предполагают, что у детей в возрасте до четырех лет понятие теории разума еще не полностью развито.
Индивидуумы, страдающие аутизмом, как правило, не справляются с этим тестом на ошибочное
представление, и, как предполагается, отсутствие теории разума объясняет многие симптомы аутизма.
Hosted by uCoz