Navigation bar
  Print document Start Previous page
 183 of 230 
Next page End  

грацию и изящество, часто сочетающиеся с насилием. Врожденные предпочтения, которые
поддерживают сложные культурные традиции, обнаруживающие себя в виде спортивных состязаний,
вероятно, сформировались благодаря адаптивному преимуществу, полученному за счет проявления
активного интереса к межплеменным столкновениям. Центральная функция спортивных соревнований,
с точки зрения развития адаптационных способностей, — не пробуждение эстетических реакций, но эти
реакции, определенно, являются общим феноменом.
То же самое можно сказать о развлечениях. Несмотря на ярлык «развлекательные виды
искусства», первичная функция развлечений состоит не в продуцировании искусства, хотя последнее
часто является побочным результатом продуцирования развлечений, а иногда и неотъемлемо от них.
Развлечения используют наш врожденный интерес к социальному поведению наших собратьев. В
особенности нас интересуют секс, ухаживания, состязания и опасности. Повествование, или
рассказывание историй, вероятно, столь же древнее явление, как и сам язык. Проявление живого
интереса при слушании историй было необходимо для ассимиляции культурной информации. Большое
адаптивное преимущество получали те индивидуумы, которых отличал подобный интерес к рассказам,
тогда как индивидуумы, у которых такой интерес отсутствовал, напротив, оказывались в очень
невыгодном положении. Существование тысяч мифов, легенд, народных сказок, повестей, пьес и
кинофильмов является следствием нашего происхождения от предков, которые отдавали явное
предпочтение слушанию рассказов. Вопрос, какой процент «развлечений» относится к искусству,
остается открытым. Если мы воспользуемся определением искусства, предложенным Диссаниейк —
«нечто сделанное особенным», — тогда явная банальность большинства развлечений исключает их из
категории искусства.
Искусство обогащает буквально каждый аспект человеческого существования. Оно может
существовать как нечто самодостаточное. Но чаще оно включено в другие особенности человеческой
жизни. Развлечения, религия, украшение тела, архитектура, средства сообщения, игра — все это
усиливается искусством. Даже наука обогащается за счет содержательной творческой деятельности.
Искусство становится возможным благодаря комбинации внутренних эстетических ценностей
(особенность, которую мы разделяем с другими видами) и сознания высшего порядка (особенность,
существующая, насколько известно, только у людей), которая наделяет нас способностью намеренного
действия. Высоко развитый человеческий мозг способен генерировать комплексные ментальные
представления, включая сложные визуальные образы. Сознание высшего порядка наделяет нас
способностью осознавать наши собственные ментальные представления, а также то, что сознание и
ментальные атрибуты могут быть присущи и другим. Это дает толчок к тому, чтобы придать материи
такую форму, которая позволит передать другим нечто из нашего внутреннего опыта. Способов, какими
можно придать материи форму, необходимую для этой цели, — несметное множество. Живопись,
скульптура, музыка и повествование — все это категории художественной экспрессии, имеющие очень
древнюю историю. По мере усложнения наших технологий добавляются все новые и новые категории
художественной экспрессии. Независимо от того, является ли материалом-посредником краска,
фотопленка или электронно-цифровая информация, базовая мотивация к творческой экспрессии
заключена в нашей эволюционирующей психологии.
Резюме
Наш успех как вида обусловлен главным образом использованием нами технологии с целью
освоения физической среды. Этот вид утилитарной технологии отличается от неутилитарной
технологии искусства. Утилитарная технология, т. е. использование орудий, свойственна не только
людям — она имеет широкое, хотя и не всеобщее распространение в царстве животных.
Единственными приматами, не принадлежащими к человеческому роду, которые регулярно пользуются
орудиями, являются наши ближайшие филогенетические родственники, шимпанзе. Это показывает, что
инструментальная деятельность существует в человеческом роду более пяти миллионов лет, восходя к
общему предку людей и шимпанзе.
Древнейшие орудия труда, которые можно определенно идентифицировать как таковые,
Hosted by uCoz