Navigation bar
  Print document Start Previous page
 195 of 230 
Next page End  

Очевидно, необходимо было достичь определенного критического уровня плотности населения и
эффективности рейдов, прежде чем межгрупповой конфликт стал весомым селективным фактором. Как
только этот критический порог был достигнут, последовала гонка вооружений (в переносном смысле
сначала и в буквальном — потом). Навыки, базирующиеся на деятельности мозга, такие как
баллистическое метание, речь, творческая деятельность и планирование, были чертами, имевшими
важнейшее значение для выживания в подобных межгрупповых поединках. Прогрессивное
(экспоненциальное) увеличение объема мозга, которое имело место в нашей родословной линии на
протяжении последних 2,5 миллиона лет, должно было обусловливаться, по крайней мере частично,
межгрупповым конфликтом и соперничеством (другие факторы см. в главе 3). К сожалению, этот тезис
показывает, что некоторые из сложных когнитивных атрибутов, которые отбирались, могли
предрасполагать наш вид к ряду потенциально крайне неадаптивных моделей поведения (мировым
войнам, геноциду, гонке ядерных вооружений).
Одним из таких когнитивных атрибутов является специфическая для нашего вида способность к
индоктринации. Этолог человеческого поведения Иренаус Эйбл-Эйбесфельдт определил способность к
индоктринации как «способность к специальному формированию диспозиции, обеспечивающей
принятие групповых характеристик и идентификацию с ними, которая тем самым служит сплочению и
демаркации "мы — группа"» (Eibl-Eibesfeldt, 1998, р. 51). Он утверждает, что эта готовность к
племенному сплочению эволюционно проистекает из первичной способности к образованию диад
мать-ребенок. Обычно высокий уровень сопротивления отказу от культурных представлений и
верности, прививаемый в раннем возрасте, делает индоктринацию у людей очень похожей на феномен
импринтинга у птенцов. При импринтинге такие виды птиц, как дикие гуси, научаются следовать за
первым большим движущимся объектом, который они видят в первые 36 часов после вылупления.
Какой бы объект гусенок не запечатлел в данный критический период, будь это взрослый гусь, научный
специалист, заводная игрушка, вероятно, он постоянно присутствует в памяти животного, сильно влияя
на поведение. Аналогичным образом, в сенситивные периоды детства у людей формируется групповая
верность и они становятся очень резистентными к формированию альтернативной верности в
последующей жизни.
Фрэнк Солтер (Salter, 1998), также изучающий этологию человеческого поведения, соглашается,
что индоктринация зависит от фиксированных принципов, специфичных для вида. Однако он
определяет индоктринацию как преднамеренное внушение идентичности или доктрины, требующее
повторения, обмана, а зачастую и принуждения. Это означает, что она не аналогична импринтингу,
который требует только минимального воздействия инициирующего стимула в течение сенситивного
периода. Солтер утверждает, что родовая аффилиация формируется в манере, подобной импринтингу,
но верность более крупным группам, не состоящим в родстве, требует при индоктринации специальных
согласованных усилий.
Изучая приемы индоктринации у племен кунг сан в Ботсване и энга в Новой Гвинее, Полли
Висснер (Wiessner, 1998) пришла к аналогичному заключению. Она полагает, что индоктринация — это
нуждающийся в интенсивных усилиях формальный процесс, который нацелен на противодействие
внутригрупповым тенденциям путем открытия границ для формирования широких социальных связей
вне небольших групп родственников. В традиционных обществах значительная часть процесса
индоктринации часто сфокусирована на том, что обычно называют обрядом инициации или
пубертатным ритуалом. Именно во время этого обряда индивидуумы в традиционных обществах
переходят от детского статуса к взрослому.
Подобные ритуалы, как правило, предполагают длительную изоляцию, лишение сна, физическое
истощение, физическое принуждение, угрозу, устное внушение доктрины и акт сострадания в момент
крайнего упадка сил (Salter, 1998). Те же характеристики присущи технике полной промывки мозгов,
хотя последняя, как правило, намного суровее и включает многочисленные унижения и наказания. И
промывка мозгов, и традиционная инициация высоко эффективны при формировании аффилиативных
связей. Солтер подводит следующий итог:
«Наиболее успешные подходы к индоктринации бросают вызов самоидентичности и вызывают
ряд общих психологических состояний, которые подталкивают индивидуумов к идентификации с
лидером, группой или доктриной. Этот процесс вызывает интенсивные чувства страха, депрессии,
Hosted by uCoz